Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всем протяжении существования человеческого общества. Главное назначение языка- служить средством общения людей. Язык неразрывно связан с мышлением, сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей и чувств человека.
С каждым годом жизнь предъявляет нам все более высокие требования не только нам, взрослым, но и к детям; неуклонно растет объем знаний, которые нужно предавать им. Мы хотим, чтобы условие знаний было бы не механическим, а осмысленным. Но для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающим их сложностями, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения. Ведь именно через речь совершается развитие отвлеченного мышления, именно с помощью слов мы выражаем свои мысли.
В процессе эволюции кисть руки становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как и все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она - основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что не находит слов, ищет выражение через руку.
Необходимо отметить, что при коррекции мелкой моторики в кисти происходит достаточно быстрое улучшение исследуемой функции. Из всего сказанного можно сделать вывод, что ручной труд, пальчиковая гимнастика, различные графические упражнения, несомненно, помогают с меньшим напряжением развивать мелкую моторику.
Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков АПНРФ ( А.В Антакова-Фомина, М.И. Кольцова, Е.И. Исенина). Они установили, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам.
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: «Как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?»
Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин нарушения речи.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Отсюда следует, что слабую руку дошкольника можно и нужно развивать.
Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков. Ее становлению способствуют игры с различными мелкими предметами.
С раннего детства нужно стимулировать совершенствование точных движений руки и пальцев, которые оказывают положительное действие на развитие речи. Дети, совершающие многочисленные движения пальцев рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других, Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми 6-7 месяцев. С 10 месяцев следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие.
Одним из принципов, который необходимо использовать родителям дома или воспитателям в детском саду в работе-это принцип системности- т.е. постепенный переход от простого к сложному. Работа по развитию мелкой моторики рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект.
Например, для того, чтобы легче овладеть определенными навыками в развитии моторики рук и работа была результативной в группе детского сада, для детей необходимо создать развивающую среду согласно с возрастными особенностями детей.
Можно организовать в группе детского сада:
Уголок «Мастерская Самоделкина», в котором сосредоточены различные виды конструкторов, мозаика, бросовый материал, различные инструменты.
Уголок «Художника»: краски, пластилин, различные виды бумаги, цветные карандаши, нитки для ниткографии, образцы оригами, проволока, различные виды трафаретов, ножницы, кисточки, клей.
Театральный уголок: пальчиковый, теневой, кукольный театры.
Для воспитателя детского сада не менее важной является работа с родителями. Для них необходимо сделать «Логопедический уголок» в котором оформлены папки-передвижки. Родители каждую неделю знакомятся с теми темами, которые изучают дети. В папках-передвижках представить лексический материал и по развитию ручного праксиса. Успех коррекционно - развивающей работы в детском саду определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интеграции логопедии с учебно-воспитательным процессом жизнедеятельности детей.