5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

методики развития ребенка

В настоящее время ведётся много дискуссий на тему раннего развития детей. Мнения экспертов, специалистов психологов, родителей разделяются и порой совсем различны. Но все специалисты сходятся в одном: развивать нужно, вопрос с какого возраста, по какой системе?

Часть считают, что начинать развитие лучше в самом раннем возрасте, лучше с рождения, можно показывать ребёнку карточки, что впоследствии разовьёт такие процессы как память, внимание, мышление в разы быстрее. 

Другие говорят, что такой необходимости нет, развитие  нужно начинать в немного более сознательном возрасте, с 1 - 1,5 лет и соответственно возрасту. Малыш должен понимать и осознавать, что ему показывают, а также для чего.

Есть мнение, согласно которому дитя вообще не стоит трогать, он сам разовьётся, всему научиться, проявит интересы и склонности к тому, чем он хочет заниматься.

Так или иначе учёные и психологи, при поддержке родителей образовали ряд направлений раннего развития, некоторые из которых весьма популярны в настоящее время.

В частности, очень часто при поиске няни, например, при помощи сервиса по поиску няни "Арина Родионовна", родители требуют наличия опыта и умения владения теми или иными методиками развития.

1. Методика Монтесори

Мария Монтесори - итальянский доктор-психотерапевт, педагог, учёный, философ. Разработала свою систему обучения и развития детей. Данная система весьма популярна, хотя не повсеместно распространена. Ключевая идея - создание условий для самостоятельного развития детей. Педагог лишь наблюдает и помогает, если ребёнок его попросит. Также может объяснять назначение материалов, проводить короткие занятие по усвоению общих понятий детьми, после которых дети сами выбирают как им закреплять информацию и чем заниматься. 

Всё помещение разделено на зоны развития такие как: сенсорная, практическая, математическая, языковая, зона космоса. В каждой зоне находятся уникальные материалы и пособия для занятий. М. Монтесори отдавала предпочтение натуральных материалам, выполненным в основном из дерева. Каждое пособие в единственном экземпляре, для того чтобы дети учились договариваться и взаимодействовать, так же как в социуме. Главное правило, кто первый взял, то и пользуется, не мешай работать другому. Основная позиция педагога - невмешательство. Нельзя вмешиваться, если ребёнок занимается наблюдением или отдыхает. Группы детей обычно разновозрастные. Для детей до 3 - х лет пространство должно быть специально оборудовано.

Положительные стороны:

  • ребёнок воспринимается как личность с рождения, ему не навязываются готовые шаблоны;
  • активное развитие познавательных способностей, посредством сенсорных ощущений;
  • нет критики, негатива, давления со стороны взрослого.
  • упор на развитие самостоятельности и навыков самообслуживания;
  • разновозрастные группы, дети учатся помогать и заботиться о младших, а младшие просить помощи у старших;
  • большое внимание уделяется развитию мелкой моторики, что в последствии поможет более лёгкому обучению письму, способствует более быстрому овладению детьми практическими навыками;
  • ребёнок растёт в атмосфере свободы, происходит формирование самодисциплины.

Отрицательные стороны:

  • мало внимания уделяется развитию творчества;
  • педагог носит наблюдательно-наставнический характер, что не всегда благоприятно для детского развития;
  • ребёнок является центром вселенной, что так же имеет отрицательные стороны;
  • дороговизна материалов и пособий;
  • в данной методике не уделяется должное внимание сказкам, слушая, читая которые дети учатся противостоянию добра и зла, выходу из сложных жизненных ситуаций;
  • позднее, при поступлении в обычную школу, могут возникнуть трудности в адаптации к новой системе отношений (в Монтесори среде педагог - наблюдатель, а в обычной школе - авторитет);
  • мало внимания уделяется двигательной активности, занятия в основном, проходят в спокойной тихой обстановке.

2. Методика Зайцева

Николай Зайцев - российский воспитатель, учитель, создавший свою систему обучения чтению. Согласно данной системе необходимо делить слова не на слоги, а на склады. Складом может быть как несколько букв (согласная с гласной), так и отдельно гласная, и отдельно согласная. Он считал, что обучаться по складам гораздо легче, естественнее. Н. Зайцев написал их на деревянных кубиках и создал специальные таблицы. Согласно его методике можно легко и быстро научиться читать, выучить английский, а также любой другой язык. 

Склады в таблицах и кубиках отличаются по цвету, размеру, звучанию. С помощью данной методики ребёнок легко усваивает разницу между согласными и гласными, звонкими и шипящими, твёрдыми и глухими звуками.

Обучение идёт в игровой форме, все звуки дети поют, прохлопывают в ладоши и вообще на занятиях ребята много двигаются, бегают, прыгают, висят на шведских стенках, что помогает активно усваивать информацию. Обучение по данной методике предполагает сотрудничество, учёт интересов ребёнка. Материала даётся столько и такой сложности, сколько ребёнок может и хочет запомнить. К примеру если ребёнок хочет изучать сейчас длинное слово - термин, какой ему интересен, то его следует изучать. Или ребёнок хочет разобрать по складам собственное имя, ничего, что оно длинное, а он ещё такого не делал. Информация запоминается лучше, когда есть желание. 

Положительные стороны:

  • быстрая эффективность;
  • тренировка беглого чтения, профилактика грамотного письма (ребёнок запоминает готовые конструкции зрительно, что поможет исключить многие ошибки в последующем на бумаге);
  • благоприятное влияние на здоровье, много подвижных упражнений, таблицы расположены на уровне глаз, способствуют поддержанию осанки;
  • отсутствие возрастных ограничений.

Отрицательные стороны:

  • сложность переучивания (возможные ошибки проглатывания окончаний и во время фонематического разбора);
  • последующая двойная работа для педагогов (цвета звуков в методике и в школе отличаются, так же запоминаются определённые слоги, которые редко пишутся так в русском языке, но звучат именно так, например слоги с Э - БЭ, ВЭ, ГЭ; могут возникнуть трудности, так как ребёнок будет их активно применять, но на письме всё не так);
  • дороговизна материалов.

3. Методика Домана

Глен Доман - врач физиотерапевт, основатель одной из самых популярных методик раннего развития. Согласно идее - необходимо тренировать у детей с рождения интеллектуальные способности параллельно с физическими. Г. Доман считал, что чем лучше дитя развивается физически, тем быстрее происходит развитие у него познавательных процессов. Предполагается, что новорождённый должен регулярно тренироваться в ползании, захвате и равновесии. Также рекомендуется показ карточек, на которых красными буквами написаны целые слова. Количество карточек постепенно увеличивают. Кроме карточек со словами, предлагаются карточки с изображениями, при этом нужно сопровождать показ фактами о них. Время на каждую карточку около 2 сек. Обучение математике осуществляется также с помощью карточек, на которых изображены красные точки - множества.

Положительные стороны:

  • ребёнок быстро учится читать;
  • хорошая тренировка памяти малыша, запоминание большого количества информации;
  • может помочь в овладении не только родным языком, но и иностранным;

Отрицательные стороны:

  • данной методике необходимо посвящать практически всё свободное время, малышу не остаётся времени на игры;
  • процесс запоминания выдаётся за чтение (ребёнок зрительно запоминает схемы - слова, но не видит отдельно буквы и слоги);
  • при помощи данной методики ребёнка можно перегрузить информацией, но в нужное время он не сможет её использовать по назначению (недостаток практических знаний и наличия опытов);
  • ребёнок привыкает усваивать информацию вместе с картинками, позднее отказывается воспринимать её без них;
  • мало внимания уделяется развитию творчества, мелкой моторике;
  • ребёнок в процессе обучения играет роль пассивного объекта.

4. Вальдорфская методика

Основатель методики Рудольф Штейнер. Ключевым становится духовное, эстетическое и творческое развитие ребёнка. Дети должны как можно дольше находиться в сказочно - образном мире. На занятиях детей ни к чему не принуждают, они занимаются тем, чем захотят. Ребёнка никогда не одёрнут, не скажут, что он что-то делает неправильно, каждый является личностью и с этим считаются. Используется театрализация сказок, ставятся постановки, дети делают поделки из природного материала, занимаются народным творчеством, учатся заботиться о растениях и выращивать их. Точные науки, а также учится чтению дети начинают только в том возрасте, когда коренные зубы сменят молочные (около 12 лет).

Положительные стороны: 

  • ребята с удовольствием посещают занятия;
  • наиболее подходит для детей с гуманитарным складом ума;
  • большое внимание уделяется развитию творчества и воображения;
  • нет критики, замечаний, ребёнок смело и самостоятельно принимает решения;
  • интересная методика, многообразие игрушек, их натуральность.

Отрицательные стороны:

  • ребёнок не готов обучаться в обычной школе, так как привык делать то, что хочет, заниматься по своему желанию;
  • гораздо позже своих сверстников осваивает такие важные навыки как чтение и письмо;
  • детям с математическим складом ума может быть не интересна данная методика;
  • запрещается оперировать современными игрушками, а также посещать спортивные секции и кружки параллельно с занятиями по данной методике.

5. Методика Никитиных

Разработали данную систему раннего развития - семейная пара Никитиных, родители семерых детей. Согласно методике дети развиваются физически и параллельно интеллектуально. Много внимания уделяется спортивным упражнениям, закаливанию. У ребёнка должно быть оборудовано место для занятий спортом. Ребята заботятся друг о друге, помогают родителям, выполняют посильную работу по дому. Методика предполагает собой домашнее обучение. 

Положительные стороны: 

  • умственное развитие происходит вместе с физическим;
  • большое внимание уделяется здоровью детей;
  • домашнее обучение, как следствие родители больше времени проводят с детьми;
  • старшие дети помогают заботиться о младших.

Отрицательные стороны:

  • жёсткие методы закаливания;
  • мало внимания уделяется развитию творчества, речи;
  • недостаточный индивидуальный подход к ребёнку.

Вести ли детей в развивающие центры?

С какого возраста начинать обучение ребёнка, по какой из методик раннего развития решают только родители. В первую очередь необходимо руководствоваться здравым смыслом и не идеализировать конкретные методики. Как мы разобрали - у каждого из данных направлений есть свои плюсы и минусы, поэтому не стоит ждать чего-то сверхъестественного от ребёнка. Также важно помнить, что никакой преподаватель и никакая методика развития не заменит собой родителя. Какую бы вы систему не выбрали будьте рядом со своими детьми, помогайте им во всём, старайтесь дать им лучшее и результаты не заставят себя ждать.

 

Похожие материалы