Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется - ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.
Вследствие дефицита мышечной активности, более присущего городским детям, в организме происходят изменения, нарушается деятельность всех его систем, чаще - обмен веществ.
Итак, маленькие дети испытывают огромную потребность в движении, что является для них средством приспособления к жизни, познания окружающего мира. Сколько движений делает за день здоровый ребенок? Ученые считают, что 5-6 летние девочки делают в среднем за сутки 10 000, а мальчики-12000 локомоторных (шаговых) движений
Какой вывод следует из сказанного выше? Прежде всего, в каждой семье родители должны, по возможности, создавать условия для занятия детей физическими упражнениями. Хорошо, чтобы дома был спортивный уголок. Он может занимать около 2 м2 в комнате или прихожей. Здесь должны быть мелкие физкультурные орудия (мячи разных размеров, обручи, палки, скакалки, мешочки с песком), прикрепленная к стене лесенка со съемными перекладинами, что позволяет подвешивать на нее качели, канат, веревочную лестницу,
Кроме того, желательно, чтобы у детей были велосипед, санки, лыжи, коньки, кольцеброс, кегли и т.д.
Но роль родителей не ограничивается только созданием условий. Они должны руководить двигательной деятельностью своего ребенка. Почему это нужно? Потому что наши дети совершенно разные по характеру и темпераменту. Бывают вялые, малоподвижные, которые делают все медленно, с частыми остановками и отдыхом. Они отдают предпочтение спокойным, тихим играм, играют преимущественно сами. А что умеет ваш ребенок?
Вовремя задуматься над этим вопросом очень важно, ведь именно движение является одним из средств хорошей подготовки ребенка к школе, потому что помогает ему в овладении знаниями и умениями. Как показали научные исследования, с помощью движений можно с большей эффективностью учить детей говорить, считать, писать. Объясняют они это тем, что двигательный центр в коре головного мозга находится «по соседству» с центром речи, письма. Итак, возбуждение, возникающее в двигательном центре, стимулирует работу близко расположенных зон, которые обеспечивают умственную деятельность.
Где можно обучать движениям, их правильному выполнению? Во время прогулки, утренней гимнастики, в подвижных играх.
Как проводить утреннюю гимнастику?
Начинать проводить утреннюю гимнастику можно уже с малышами 1.5-2 лет. Комплекс физических упражнений, который выполняется ежедневно, положительно влияет на все органы и системы детского организма, формирует правильную осанку, воспитывает интерес к занятиям физической культурой.
Оздоровительное значение утренней гимнастики возрастает, когда для ее проведения созданы надлежащие гигиенические условия. Речь идет прежде всего о свежем воздухе (открыта форточка или фрамуга). В весенне-летний период полезно проводить занятия на открытом воздухе: на балконе, спортивной площадке, в парке, сквере, во дворе.
Обязательным является проведение после зарядки водных процедур. Сочетание физических упражнений и водных процедур - прекрасное средство закаливания.
Очень важно правильно подобрать обувь и одежду для занятий. В теплое время года упражнения лучше выполнять в трусах и сандалях, в холодную - в майке, трусах и сандалях.
Утренняя гимнастика начинается:
- С ходьбы, которую целесообразно сочетать с разнообразными упражнениями. Дети могут переступать через предметы, менять по сигналу темп ходьбы. Ходьбу может сменять кратковременный бег на носках или с высоким подниманием колен. После бега - опять спокойная ходьба.
- Комплекс утренней гимнастики включает упражнения для различных групп мышц. Сначала - для мышц плечевого пояса и рук - потягивание, разведение рук в стороны, вращения перед грудью. Затем упражнения для туловища и ног - наклоны, повороты, приседания, прыжки. Они выполняются из различных исходных положений: стоя, сидя на полу, стулья, лежа на спине, на животе. Заканчивается утренняя гимнастика бегом или подскоками, переходящие в ходьбу. Продолжительность гимнастики для младших дошкольников - 4-6 минут, для старших - 8-12.
Определенный комплекс повторяется в течение 1-2 недель.
- Количество упражнений 6-8. Если для младших дошкольников упражнения проводятся преимущественно в игровой форме, то для старших это не обязательно. Они пытаются выполнить все движения правильно и красиво. И в этом могут находить удовольствие и интерес. Здесь уместными будут похвала и поощрение взрослого. Приводим для примера комплекс упражнений утренней гимнастики для детей четырех лет.
Ориентировочный комплекс утренней гимнастики для 3-4 летних детей.
(Без предметов)
1. Ходьба по комнате, легкий бег на носках.
«Вырасти большим». Встать прямо, слегка расставить ноги, руки опущены. Медленно поднимать руки, тянуться на носках.
«Мельница». Встать прямо, руки опущены. Вращать руками. Повторить 5-6 раз.
«Спрячемся». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Присесть, наклонив голову к коленям, обхватив их руками (спрятались). Встать, выпрямиться, руки опустить. Повторить 5-6 раз.
«Зайчик». Руки согнуты в локтях, как у зайчика, ноги сомкнуты. Прыжки на месте на носках. Повторить 6-8 подскоков, отдохнуть, снова повторить.
«Птицы летают». Спокойная ходьба с поднятием рук вверх и опусканием вниз.