Коллективный труд в детском саду. При формировании трудовых навыков, навыков совместной работы у детей можно включать приведенные ниже примеры заданий. Для удобства в планировании и использовании данные задания расположены в ежемесячном графике работы в детском саду. Данные задания можно дополнять различными дидактическими играми или включать в конспекты занятий, проводимых в детском саду.
Сентябрь
1. «Расставим красиво игрушки»
Формировать активное, доброжелательное отношение к труду. Воспитывать дружеские, партнёрские взаимоотношения. Стимулировать у детей инициативу, самостоятельность при наведении порядка в группе.
Материал: фартуки, салфетки для пыли.
Содержание: игровая мотивация – наши игрушки просят им помочь навести порядок.
Посмотрим, что нужно сделать для игрушек, надеть одежду, причесать, расставить по местам, протереть пыль на полочках.
2. «Моем стульчики»
Воспитывать у детей желание трудиться вместе с взрослыми, оказывать помощи друг другу. Научить последовательно, выполнять действия. Воспитывать аккуратность в работе.
Материал: фартуки, тазики с тёплой водой, мыло, сухие салфетки.
Содержание: взрослые моют стульчики, объясняя детям как нужно мыть, для чего дети нам нужно мыть стульчики? Дети вытирают салфеточкой стульчики и расставляют их на место.
3. «Мы моем свои расчёски»
Воспитывать у детей навыки пользования своей расчёской и ухаживать за ней. Научить детей чистить расчёску щёткой.
Материал: щёточки (можно зубные), мыло, тазики с водой, фартуки.
Содержание: загадка про расческу, показ как надо мыть её щёточкой, полоскать чистой водой и сухо вытирать. Дети выполняют поочерёдно.
4. «Моем растения»
Закрепить названия растений и научить детей ухаживать за ними: протирать листья влажной салфеткой. Поддерживать интерес к растениям и ухаживать за ними
Материал: тазики с водой, фартуки, салфетки.
Содержание: рассматривание растений, показ способов ухода за растениями, пользование салфетками. Работа подгруппами совместно с взрослым.
Октябрь
1. «Подкормка растений»
Уточнить знания детей о растениях, приёмы ухода за ними. Последовательность. Познакомить с подкормкой растений, её значении в жизни растений. Воспитывать интерес к растениям, желание ухаживать за ними.
Материал: растения, фартуки, клеёнки, палочки для рыхления, пакетик удобрений, вода.
Содержание: рассказать детям о жизни растений осенью. Как за ними надо ухаживать, подкармливать растения только вместе с взрослыми, дети рыхлят почву в горшочках.
2. «Моем игрушки»
Учить детей заботиться о своих игрушках. Научить трудиться сообща. Воспитывать положительное отношение к труду.
Материал: тазики с тёплой водой, мыло, фартуки для детей. Салфетки для вытирания игрушек.
Содержание: группа детей со взрослым моет мылом игрушки и споласкивает их. Вторая группа детей с взрослым вытирает их сух. Третья группа детей самостоятельно расставляет их на место.
3. «Наведём порядок в группе»
Учить детей навыкам хозяйственно-бытового труда. Выполнять поручения аккуратно. Воспитывать положительное отношение к труду у результата труда.
Материал: фартуки, щёточки и совочки для пыли, влажные салфетки.
Содержание: группа детей совместно с взрослым протирают полочки, подоконники. Вторая группа расставляет игрушки, стульчики самостоятельно.
4. «Полечим книги»
Учить детей заботиться о своих книгах, беречь их, намазывать готовые ленточки бумаги клеем и прикладывать их на место повреждения. Воспитывать желание трудиться сообща.
Материал: бумажные ленточки по размеру книги, клей, кисточки, салфетки.
Содержание: загадка про книгу, рассматривание книг, требующих ремонт, показ способа наклеивания ленточек (приём аппликации) дети совместно с взрослым выполняют работу подгруппами.
Ноябрь
1. «Пересадка растений»
Познакомить детей со строением растения. Показать, как пересаживать растения, объяснить для чего нужно это делать. Воспитывать интерес к жизни растений.
Материал: совочки для растений, горшочки, лейка с водой, клеёнка.
Содержание: воспитатель показывает и рассказывает о строении растения и о пользе пересадки их в большой горшочек.
2 «Стираем куклам бельё»
Учить детей содержать в чистоте и порядке игрушки. Закреплять умение пользоваться мылом и водой для стирки белья, полоскать и отжимать. Формировать положительное отношение к труду.
Материал: тазики с водой, фартуки, мыло.
Содержание: игровой момент – у кукол большая стирка. Поможем им? Подгруппа детей вместе с взрослым стирает в тазике бельё, вторая подгруппа вместе с взрослым полощет бельё в чистой воде. Третья группа самостоятельно развешивает его.
3 «Гладим бельё»
Продолжать учить детей содержать свои игрушки в порядке, гладить игрушечным утюгом (взрослый гладит настоящим). Воспитывать желание трудиться самостоятельно.
Материал: утюжки, постиранное бельё.
Содержание: дети делятся на две группы, одна совместно с взрослым гладит бельё, другая самостоятельно раскладывает на место.
4 «Моем растения»
Продолжать учить детей заботиться о растениях группы. Уточнить и закрепить знания о приёмах ухода, последовательность выполнения работы. Воспитывать ответственность, аккуратностью
Материал: палочки для рыхления почвы, щёточки, салфетки, фартуки.
Содержание: рассматривание растений, выявить каким растениям нужно рыхлить землю, какие протереть, а какие мыть водой. Одна группа совместно с взрослым рыхлит землю и протирает листья, другая группа совместно с взрослым моет растения водой.
Декабрь
1. «Чистим дорожки»
Учить детей всем вместе делать одно общее дело. Учить работать лопатой, правильно держать её в двух руках. Воспитывать дружеские взаимоотношения, оказывать помощь друг другу.
Материал: лопаточки для детей, веники, ведёрки, санки.
Содержание: подгруппа детей вместе с воспитателем чистят дорожку на игровой площадке, показывая как надо работать лопаткой. Другая подгруппа самостоятельно накладывает снег в ведёрки и уносит с площадки в установленное место.
2. «Гирлянды для ёлки»
научить детей делать гирлянды из бумажных колечек. Намазывать клеем готовые голосочки цветной бумаги. Воспитывать желание трудиться сообща для общего дела.
Материал: цветные ленточки, клей, салфетки.
Содержание: объяснить для чего нужны нам красивые украшения, показать образец и предложить выполнить аккуратно работу. Совместная работа взрослого и детей.
3. «Наведём порядок в группе»
Продолжать учить детей следить за чистотой группы. Учить проявлять интерес и желание подготовиться к встрече Деда Мороза. Воспитывать желание трудиться.
Материал: фартучки, салфетки для пыли.
Содержание: одна подгруппа самостоятельно расставляет красиво игрушки, другая вместе с взрослым протирает пыль на полочках, третья группа совместно с взрослым украшает группу гирляндами, игрушками.
4. «Украшаем ёлочку»
Побуждать детей проявлять интерес и желание участвовать в общественной деятельности. Воспитывать аккуратность при украшении ёлочки.
Материал: ёлочка, игрушки, гирлянды.
Содержание: предложить украсить ёлочку при помощи стихов и песенок. (Кто порадует ёлочку?) воспитатель украшает игрушками верх ёлочки, дети бумажными игрушками внизу.
Январь
1. «Работа в книжном уголке»
Учить детей заботиться о своих книгах, беречь их, намазывать готовые ленточки бумаги клеем и прикладывать их на место повреждения. Воспитывать желание трудиться сообща.
Материал: бумажные ленточки по размеру книги, клей, кисточки, салфетки.
Содержание: загадка про книгу, рассматривание книг, требующих ремонт, показ способа наклеивания ленточек (приём аппликации) дети совместно с взрослым выполняют работу подгруппами. Чтение книг после ремонта.
2.. «Наведём порядок в группе»
Учить детей навыкам хозяйственно-бытового труда. Выполнять поручения аккуратно. Воспитывать положительное отношение к труду у результата труда.
Материал: фартуки, щёточки и совочки для пыли, влажные салфетки.
Содержание: группа детей совместно с взрослым протирают полочки, подоконники. Вторая группа расставляет игрушки, стульчики самостоятельно
Февраль
1. «Чистим дорожки, посыпаем песком»
Учить детей всем вместе делать одно общее дело. Учить работать лопатой, правильно держать её в двух руках. Посыпать песочком дорожку, которую почистили. Воспитывать дружеские взаимоотношения, оказывать помощь друг другу.
Материал: лопаточки для детей, веники, ведёрки, санки. Песочек, совочки.
Содержание: подгруппа детей вместе с воспитателем чистят дорожку на игровой площадке, показывая как надо работать лопаткой. Другая подгруппа самостоятельно накладывает снег в ведёрки и уносит с площадки в установленное место, посыпает песочком дорожку.
2. «Наведём порядок в игровом уголке»
Продолжать учить детей навыкам хозяйственно-бытового труда. Выполнять поручения аккуратно. Причесать кукол, застегнуть одежду и т.д. Воспитывать положительное отношение к труду, результата труда.
Материал: фартуки, щёточки и совочки для пыли, влажные салфетки.
Содержание: группа детей совместно с взрослым протирают полочки, подоконники. Вторая группа расставляет игрушки, стульчики самостоятельно.
3. «Посадка лука»
Продолжать знакомить детей с жизнью растений, их строением, пользой, которую они приносят. Привлечь детей к посадке лука в ящичке для рассады. Воспитывать желание ухаживать за ними.
Материал: луковицы, ящик с землёй, баночка с водой, для наблюдения роста корней лука. Фартучки, леечки с водой
Содержание: загадать загадку про лук, рассмотреть его, рассказать о пользе лука и способе его выращивания, воспитатель показывает, как надо высаживать в ящик, дети помогают, поливают из леечки.
4 «Моем растения»
Продолжать учить детей заботиться о растениях группы. Уточнить и закрепить знания о приёмах ухода, последовательность выполнения работы. Воспитывать ответственность, аккуратность, желание выполнять самостоятельно.
Материал: палочки для рыхления почвы, щёточки, салфетки, фартуки.
Содержание: загадка о цветах, рассматривание растений, выявить каким растениям нужно рыхлить землю, какие протереть, а какие мыть водой. Одна группа совместно с взрослым рыхлит землю и протирает листья, другая группа совместно с взрослым моет растения водой.
Март
1. «Купаем игрушки»
Учить детей заботиться о своих игрушках, бережно относиться к ним. Научить трудиться сообща, закрепить навык намыливания мочалки, сухо вытирать. Воспитывать положительное отношение к труду. Материал: тазики с тёплой водой, мыло, фартуки для детей. Салфетки для вытирания игрушек.
Содержание: группа детей с взрослым моет мылом игрушки и споласкивает их. Вторая группа детей с взрослым вытирает их сух. Третья группа детей самостоятельно расставляет их на место.
2. «Работа в книжном уголке»
Продолжать учить детей заботиться о своих книгах, беречь их, выбирать книги, которым необходим ремонт, намазывать готовые ленточки бумаги клеем и прикладывать на место повреждения. Воспитывать желание трудиться сообща,
Материал: бумажные ленточки по размеру книги, клей, кисточки, салфетки.
Содержание: загадка про книгу, рассматривание книг, требующих ремонт, показ способа наклеивания ленточек (приём аппликации) дети совместно с взрослым выполняют работу подгруппами. Чтение книг после ремонта.
3. «Посев семян ноготков»
Показать детям, как сеять семена в землю. Рассмотреть их, рассказать для чего они нужны. Воспитывать желание ухаживать за ними, поливать, наблюдать.
4. «Поливаем лук»
Продолжать знакомить детей с жизнью растений, их строением, пользой, которую они приносят. Привлечь детей к поливу лука. Учить правильно, держать лейку. Воспитывать желание ухаживать за ними.
Материал: Фартучки, леечки с водой
Содержание: загадать загадку про лук, рассмотреть его, рассказать о пользе лука и способе его выращивания, воспитатель показывает, как надо поливать в ящике, дети помогают, напомнить, что выполнять работу надо аккуратно
Апрель
1. «Меняем воду в аквариуме»
Учить детей оказывать посильную помощь во время мытья аквариума. Рассказать о значении смены воды, мытья камней и стенок аквариума. Воспитывать желание заботиться о рыбках.
Материал: сачок для рыб, трубочки для откачки воды, фартуки, салфетки баночки с водой.
2. «Моем свои расчёски»
Воспитывать у детей навыки пользования своей расчёской и самостоятельно ухаживать за ней. Закрепить навык чистить расчёску щёткой.
Материал: щёточки (можно зубные), мыло, тазики с водой, фартуки.
Содержание: загадка про расческу, показ как надо мыть её щёточкой, полоскать чистой водой и сухо вытирать. Дети выполняют поочерёдно самостоятельно
3. «Почистим кормушки»
Учить детей заботиться о птицах. Проявлять интерес к их жизни. Показать, как чистить кормушки, досыпать зёрен, мыть баночки с водой.
Материал: кормушки, щёточки.
Содержание: проверить состояние кормушки, показать, как надо пользоваться щёткой, дети поочерёдно выполняют работу, моют баночки для воды, насыпают корм.
2. «Моем стульчики»
Воспитывать у детей желание трудиться вместе с взрослыми, оказывать помощь друг другу. Научить последовательно, выполнять действия. Воспитывать аккуратность в работе.
Материал: фартуки, тазики с тёплой водой, мыло, сухие салфетки.
Содержание: взрослые моют стульчики, объясняя детям как нужно мыть, для чего дети нам нужно мыть стульчики? Дети вытирают салфеточкой стульчики и расставляют их на место.
Май
1. «Поливаем растения»
Продолжать учить детей ухаживать за растениями группы. Вспомнить приёмы и способы ухода. Закреплять умение правильно держать лейку двумя руками. Воспитывать желание поливать цветы самостоятельно.
Материал: фартуки, лейки.
Содержание: перед поливом определить каким растениям нужна вода и сколько. Повторить, как надо поливать, как держать лейку и куда лить воду.
2. «Подкормка растений»
Уточнить знания детей о растениях, приёмы ухода за ними. Последовательность. Познакомить с подкормкой растений, её значении в жизни растений. Воспитывать интерес к растениям, желание ухаживать за ними.
Материал: растения, фартуки, клеёнки, палочки для рыхления, пакетик удобрений, вода.
Содержание: рассказать детям о жизни растений осенью. Как за ними надо ухаживать, подкармливать растения только вместе с взрослыми, дети рыхлят почву в горшочках.
3. «Готовим «Ноготки» к пересадке в клумбу»
Познакомить детей со способом пересадки растений, объяснить им для чего он нужен. Учить выполнять поручения взрослого. Воспитывать интерес к работе с землёй и цветами. Материал: фартучки, совочки, стаканчики для саженцев. Леечки с водой.
Содержание: работа проводится подгруппами. Показать детям как надо пользоваться совочком при выкапывании растений. Объяснить, что нужно быть очень осторожными, чтобы не повредить корешки. Рассказ сопровождается показом. Напомнить детям о необходимости полива растений перед выкапыванием, это облегчит выкапывание.
4. «Купаем игрушки»
Учить детей заботиться о своих игрушках, бережно относиться к ним. Научить трудиться сообща, закрепить навык намыливания мочалки, сухо вытирать. Воспитывать положительное отношение к труду. Материал: тазики с тёплой водой, мыло, фартуки для детей. Салфетки для вытирания игрушек.
Содержание: группа детей с взрослым моет мылом игрушки и споласкивает их. Вторая группа детей с взрослым вытирает их насухо. Третья группа детей самостоятельно расставляет их на место.