Социализация и обучение детей, имеющих речевые недостатки, через ситуативные игры

социализация и обучение детей,  речевые недостатки,  ситуативные игры

Среди главных задач педагога выделяют формирование творческой социально адаптированной личности дошкольника. Сегодня из-за разнообразия как традиционных, так и нетрадиционных форм и методов обучения меняется подход к реализации поставленной задачи.

В основу учебного процесса положены ориентация на особенности восприятия окружающего мира, отношение к нему и взаимодействие с ним каждого ребенка индивидуально. Для педагога весьма важным становится выбор правильного направления коррекционной работы.

Педагог, работающий с детьми, имеющими речевые недостатки, ведет коррекционную работу не только по фонетическому, лексическому и грамматическому строю речи, но и по преодолению сопроводительных дефектов, которые затрудняют процесс реабилитации ребенка. Ведь чтобы познавать окружающий мир и полноценно с ним взаимодействовать, нужны не только коммуникативные навыки, но и развитые представление, память, мышление.

Опыт работы педагогов показывает, что коррекция речи, формирование коммуникативных качеств, развитие мышления лучше происходит во время игр и прогулок.

Существует четыре направления, по которым могут работать педагоги:

- Организация процесса коррекции речевых дефектов и формирование интеллектуальных способностей имеют деятельностный характер.

- Развитие речии логического мышления происходит в различных видах детской деятельности.

- Создание оптимальных условий для предоставления свободы выбора средств достижения поставленной цели.

- Общение с детьми на условиях делового партнерства.

Выполнение учебных заданий будет более продуктивным, если педагог научится наблюдать за детьми и ему станет ясно, что малыши любят серьезную интеллектуальную работу. Дети делают много открытий и создают интересные и оригинальные продукты. Деятельность ребенка отличается эмоциональностью, попытками находить различные решения, получая особое удовольствие во время самой деятельности, чем от конечного результата. Ребенок с легкостью начинает любую деятельность, постепенно набирает целеустремленность, захватывается поисковым характером и приводит к положительному результату. И если ребенок чувствует, что ему не хватает знаний для решения какой-то практической задачи, он активно стремится получить эти знания. На помощь приходит педагог, шаг за шагом, наряду с формированием словаря, грамматических умений, звуковой культуры речи, реализует задачи поразвитию всех сфер личности ребенка, его социализации, «Я - концепции».

Проиллюстрируем вышесказанное примерами ситуативных игр из практики для детей, имеющих речевые нарушения, которые невозможно запланировать, но именно такие спонтанные игры дают стопроцентную пользу.

Ситуация первая.

Саша забегает в группу, потирает замерзшие щечки и говорит: «На улице холодно, мы с мамой замерзли - бр -р -р -р». «Дети, вслушайтесь, - подхватывает ситуацию педагог, - ведь это настоящий зимний звук - бр -р -р -р . Мы его можем услышать только зимой. Давайте его повторим и покажем, какой он холодный. Какой это звук? А звуки только весенние?» Детям понравилась игра в сезонные звуки. Они вспоминают, фантазируют. Оказывается , что весенние звуки : кап - кап , чик - чирик , фью - фью, летние - ж-ж-ж-ж , осенние - ш- ш- ш, хрусть - хрусть . Мы начинаем исследовать группу и выясняем , что звук воды из крана - весенний, шелест бумаги - осенний. А у заводной машины - летний звук. Таким образом, через игру или наблюдения, проводим фонетическую разминку, автоматизацию звуков, развиваем слуховое внимание, к тому же в изображении звуков ( иногда звук оказывался « злым» или «добрым», или «веселым»). Поскольку дети активно использовали мимику лица, то добавляем еще и развитие мимической выразительности.

Ситуация вторая.

Днем на прогулке замечаем, что снег в некоторых местах начинает таять. Возникает вопрос: почему? Оказывается, все предметы нагреваются по-разному. И хотя солнце греет хорошо, в тени холодно и снега здесь еще много, рассматривая его, дети говорят, что он не похож на снег, который был зимой. Тот был белый, легкий, пушистый, отдельными снежинками. А этот - кристаллами, прочный, блестящий, от воды тяжелый. Малыши не отстают от старших ребят, пытаются слепить из мокрого снега снежок - не получается! Поражаются и повторяют фразы «мокрый снег», «тяжелый снег» и другие. Такие наблюдения позволяют педагогу работать над формированием фраз, предложения как средства развития мыслительных процессов, умозаключений.

Ситуация третья.

Замечаем, что с началом весны на участке появились лужи, оживились птицы: пьют эту воду, купаются, чистят перья. Один из воробьев взял веточку в клюв, вспорхнул, но быстро опустился, вспорхнул и снова опустился. «Воробью тяжело, он не может поднять палочку. Зачем она ему? Для гнездышка. Но она же большая и толстая. Как воробей ее закрутит?» На следующий день ребята решили организовать помощь в строительстве, засуетились, как маленькие птички, стали раскладывать на кустиках перышки, тонкие веточки, нити, вату. А потом вопросительно наблюдали, что из этого будут брать птицы. Общались, обсуждали, куда лучше раскладывать строительные материалы, попутно закрепляя понятия: выше, ниже, ближе, дальше; прилагательные: длинный, пушистый, короткая и другие.

Ситуация четвертая.

В конце зимы детям не хочется расставаться со снегом. Воспитатель с детьми слепили во время прогулки снежного кролика. Педагог предложила занести его в группу и продлить ему жизнь. Дети с радостью согласились, но когда мы его занесли, то увидели, что наш кролик тает. Что же нам делать? Сколько было предложений-от поместить его в холодильник, до отправить на Север. Конечно, творения из снега спасти все же не удалось. Дети не хотели расставаться с зимой и белым пушистым снегом. Воспитатель предложила малышам не унывать, а устроить снегопад в группе - нарисовать снежинки белой гуашью на полу. Сколько было радости! Ведь рисовать на полу - это здорово и необычно! Закрепляли во время рисования определения к слову «снег», вспоминали родственников этого слова (снеговик, Снегурочка и т.д.). «Снегопад» оставили до следующего дня. В течение дня снежинки служили основанием для разговоров, дети с гордостью находили свою снежинку среди остальных.

Ситуация пятая.

В начале каждого учебного года обязательно проводим беседу с детьми о дружбе, доброте и искренности. В конце этого занятия педагоги вместе с детьми рисуютладошками «Солнышко дружбы», которое висит в группе в течение учебного года, когда возникают недоразумения между родителями и детьми, мы вспоминаем об этом солнышко, о том, как дружно его рисовали, давали обещания никогда не обижать друг друга. В этом году тоже было запланировано такое занятие.

И все шло как обычно: дети удивились, обрадовались необычному способу рисования - ладошками. Работа началась. Вдруг Аня говорит: «Ладошками я уже рисовала в средней группе, ничего интересного». Воспитатель сказала: «А ножками ты рисовала?» Это было чудо! В глазках этой девочки, и у других детей, была заинтересованность и одновременно недоверие. Следовало доводить дело до конца. Под нашим солнышком появились замечательные цветы, нарисованные детскими ножками. Остался небольшой беспорядок в групповой комнате: разбросанные носки, туфли, стояли тазики с водой, но дети... хотя и были немного загрязнены краской, но невероятно счастливы от такого необычного занятия. К тому же даже дети со  сложными проблемами речи говорили такие нелегкие для них слова «я», «мне», «дай», «здесь», боясь, что их ножки не оставят след на листе.

Такие незапланированные ситуации возникают ежедневно, поэтому каждый педагог, работающий с дошкольниками может совершенствоваться и развиваться, удивляться, радоваться и улыбаться вместе с детьми. Как показывает практика, именно такое ситуативное обучение детейявляется наиболее продуктивным.

Категория: 

Похожие материалы