Цель:
систематизировать знания детей о способах предупреждения и поведения в чрезвычайных ситуациях;
продолжать формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья;
развивать артистические способности детей;
воспитывать уважение к труду пожарного и чувство ответственности за свои поступки.
Ведущий. Любят взрослые и дети
Сказки обо всём на свете,
Сказку о том, что дети знать должны,
С ребятами покажем мы
Сказку не страшную,
А пожаробезопасную.
Дети идут по лесу (звучит грамзапись лесных звуков), играют, девочка собирает цветы, мальчик собирает хворост для костра.
Ведущий. Однажды дети без родителей пошли в лес гулять.
Девочка. Кубанский лес! Дубов листва.
Пенье птиц и тишина…
Зов ветров и ширь полей,
Лучше не найти, поверь!
Это всё твоё, и ты –
Властелин своей земли!
Мальчик. Можем мы костёр разжечь,
Хворост нечего беречь.
Поиграем, а потом
Всё затушим и уйдём.
Звучит грамзапись лесных звуков. Дети составляют костёр.
Девочка. Ах, какой огонь красивый!
Вот он красный, вот он синий,
Только плохо пахнет дым,
Мы в сторонке постоим.
Ведущий. Но вдруг девочка увидела бабочку, и убежала, а мальчик нашёл гриб и пошёл в лес. А костёр остался не потушенным.
Танец костра. Костёр разгорается, а затем затухает. Один из угольков охает, стонет и потягивается.
Прилетает Ветерок.
Ветерок. Кто это стонет так жалобно?
Уголёк. Помогите, пожалуйста!
Ветерок. Как мне жалко тебя, уголёк!
Уголёк. И представь никому, невдомёк,
Как я голоден, как одинок,
Как озяб я, как тяжко болею.
Ветерок. Что с тобой?
Уголёк. Не видишь? Я тлею.
Ты бы очень помог мне,
Родной ветерок,
Если дал бы в взаймы мне
Соломы пучок.
Ветерок дует, но у него ничего не получается.
Ветерок. Я ещё очень молод,
И совсем не могуч,
А вот старший мой брат -
Он живёт среди туч
Я его позову, и тебе он поможет
Ветерок дует в дудку, прилетает Ветер.
Ветер. Зачем звал ты меня, мой младший братишка?
Ветерок. Уголёк здесь озяб, ему нужно помочь,
Намети ему соломы,
И лети себе прочь.
Ветер дует изо всех сил и подгоняет пучок соломы к костру. Уголёк «жуёт» солому и набирает силу. Ветер и ветерок улетают.
Уголёк (разъярённо)
Я уж было погас.
Я уж было потух,
Но, на счастье, попался
Мне этот лопух ха-ха-ха!
Уголёк свистит и созывает своих друзей-угольков из костра.
Угольки:
- Я беды натворю!
- Я хлеба подпалю
- Я леса подожгу! Ха-ха-ха!
Угольки (хором)
Ой-ля-ля! Ой-ля-ля!
Песня угольков. Народная мелодия.
И не игрушки мы
Не для потехи мы,
А уголёчки мы,
А головешки мы.
Головы горячие,
Под золою прячемся мы.
А великий наш огонь, огонь,
Кто тут смелый, ну-ка тронь,
Ну-ка тронь!
Звучит музыка огня Симони. Угольки танцуют вокруг огня. Костёр разгорается. Угольки берут из костра другие угольки и кидают в лес, на кусты, крича при этом: Ой-ля-ля! Ой-ля-ля!
Уголёк. Эй, кидай сюда, братва!
До чего суха трава!
Разбрасывают угольки, всё горит, Угольки веселятся и смеются.
Уголёк. Эй, братва, сюда кидай.
Всё вокруг, лес поджигай!
Угольки (хором) Ой-ля-ля! Ой-ля-ля!
Ведущий. И вот в лесу разгорелся сильный пожар. В пламени огня погибали деревья и кустарники чудесного леса.
Танец огня. Музыка Симони.
Ведущий. Дым от лесного пожара был виден издалека, его увидели пожарные и поспешили на помощь.
Звучит сирена пожарной машины.
Пожарный. Угольки, а ну-ка стой!
Ишь устроили разбой!
Ведь пожар в лесу – беда,
Лес сгорит тогда дотла.
Пожарные тушат пожар и все герои убегают.
Ведущий. Много бед пожар наделал…
Кто виновен, кто всё сделал?
Звучит печальная музыка « Голубая вода» оркестр Поля Мориа. Выходят пожарные и девочка с мальчиком.
Мальчик (виновато)
Мы в лесу костёр зажгли,
Посидели и пошли,
А огонь не потушили:
Про него мы и забыли.
Девочка. Ветром пламя разметало,
И вокруг как в печке стало.
До небес огонь поднялся
И за нами в след погнался.
Девочка. Теперь здесь и птички не поют,
И травка не растёт
Ромашки не качаются,
Солнышко не улыбается.
Остались от чудесного леса
Одни только деревья и кусты обгорелые.
Пожарный. Чтобы не было пожаров,
Надо правила всем знать.
Их, конечно, очень много –
Выучим хотя бы пять.
Пожарный. Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Пожарный. И в лесу костёр опасен –
Для деревьев, птиц, зверей.
Будет лес для всех прекрасен
Без пожаров и углей.
Пожарный. Чтоб огонь не убежал,
Чтоб он место своё знал.
Ты ему создай преграду:
Из камней, земли ограду.
Уходя засыпь землёй
Или всё залей водой.
Ведущий. Ребята, какие же правила пожарной безопасности необходимо соблюдать в лесу? (Ответы зрителей). А теперь давайте ещё раз повторим правила пожарной безопасности в лесу и рассмотрим знаки, которые мы придумали вместе с детьми нашей группы.
- нельзя разводить костёр без взрослых;
- для костра необходимо подготовить место: вырыть ямку или обложить камнями;
- нельзя близко подходить к костру, может загореться одежда;
- нельзя разводить костёр под деревьями;
- уходя костёр нужно залить водой или засыпать землёй.
Ребёнок. Я думаю нам нужно лес спасать
И деревья новые сажать.
Ребёнок. Эй, ребята, приходите
Нам работать помогите.
Звучит музыка В. Шаинского «Вместе весело шагать». Дети приносят макеты саженцев и «высаживают их».
Ребёнок. Вот и славно потрудились,
Хоть бы саженцы прижились
Ребёнок. Долго будет, лес расти,
Нелегко его спасти!
Говорит молва недаром:
«Береги лес от пожара».
Ребёнок. Ничего… Тёплый дождь его польёт,
Вот лес наш и подрастёт.
Будут липы здесь шуметь,
Будут птицы песни петь.
Ребёнок. Знают все: без огня
Не прожить нам ни дня!
При огне, как при солнце, светло
При огне и зимою тепло!
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.
Ведущий. Ребята, вы посадили новый лес, а теперь нужно убрать пожароопасный мусор. (Дети убирают пожароопасный мусор, складывают в мешок).
Ведущий. Дети, вам понравилась сказка? Что понравилось больше всего?
Давайте похлопаем нашим артистам.
Вопросы к зрителям представления (детям старшего дошкольного возраста).
Ведущий. Ребята, люди какой профессии борются с пожарами? (Пожарные). Кто назовёт предметы необходимые для тушения пожара? (Огнетушитель, багор, лопата, ведро, плотное покрывало). О героическом труде пожарных написано много детских сказок и рассказов, а вы знаете их? Сейчас я вам прочту отрывки из них, а вы ответите мне, как называются эти художественные произведения и кто их автор.
Море пламенем горит, Что за дым над головой?
Выбежал из моря кит: Что за гром по мостовой?
«Эй, пожарные, бегите, Дом пылает за углом,
Помогите! Помогите!» Сто зевак стоит кругом.
Ставит лестницу команда
От огня спасает дом.
(К.Чуковский «Путаница») Весь чердак уже в огне
Бьются голуби в окне.
Дядя Стёпа с тротуара
Достаёт до чердака
Сквозь огонь и дым пожара
Тянется его рука.
(С.Михалков)
На площади базарной, Хозяйка и Василий усатый старый кот
На каланче пожарной Не скоро проводили соседей до ворот
Круглые сутки Словечко за словечком – и снова разговор
Дозорный в будке А дома перед печкой огонь прожёг ковёр
Поглядывал вокруг, Ещё одно мгновенье и лёгкий огонёк
На север, на юг, Сосновые поленья окутал, обволок.
На запад, на восток Взобрался по обоям, вскарабкался на стол.
Не виден ли дымок. И разлетелся роем золотокрылых пчёл…
(С.Маршак «Пожар»). (С. Маршак «Кошкин дом»)
Ведущий. Молодцы, дети, вы все произведения о пожарных назвали правильно. Сегодня мы дарим вам буклеты, которые называются «О правилах важных пожаробезопасных», отнесите их домой, рассмотрите вместе с родителями. Фотографии и стихотворения в буклетах помогут вам быстрее запомнить правила пожарной безопасности. Наша с вами встреча подошла концу, я надеюсь, вы всегда будите выполнять правила пожарной безопасности в лесу и дома.