Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] для старшего дошкольного возраста: «Прогулка по лесу».

конспект логопедического  занятия,   автоматизация звука   Р,старший  дошкольный возраст,прогулка  по  лесу

Цель:

Закрепить  правильное  произношение  звука  Р,  автоматизировать  его  в  прямых  слогах.  Упражнять  в  составлении  предложений  и  их  схем.  Уточнить  словарь  по  лексической  теме «Грибы».

Развивать  артикуляционный  аппарат,  фонематический  слух,  речевое  дыхание,  мелкую  моторику, внимание,  связную  речь. Воспитывать  самостоятельность,  навыки  сотрудничества, умение  добиваться  поставленной  цели.

Оборудование:

Плоскостные  изображения  персонажей  сказки  «Каникулы  в  Простоквашино»,  «Сороконожка» (слоговые  цепочки), зеркало,  зубная  щётка, плоскостные  изображения  корзинок  красного  и  жёлтого  цвета,  изображения  грибов,  полоски  для  составления  схем  предложений.

Ход  занятия по  автоматизации звука   [Р]  для старшего  дошкольного возраста: «Прогулка  по  лесу»

1.Оргмомент:

Создание  эмоционального  положительного  фона  занятий.  Объявление  темы.

- Сегодня    мы  пойдём  на прогулку  в  лес  вместе  с  дядей  Фёдором  и  котом  Матроскиным,  будем  закреплять  правильное  произношение  звука [ Р ].

Психогимнастика.

- Увидели  гриб-сморчок ( сморщить  лицо).  Показать  удивление,  когда  увидели  огромный  боровик.  Изобразить  радость.

2.Дыхательная  гимнастика:

-  Гуляя по  лесу,  наши  герои  увидели  лёгкие  шарики  одуванчиков.  Дядя  Фёдор  не  удержался  и  сорвал  один. Сильно  подул,  и  лёгкие    пушинки  разлетелись  во  все  стороны.  Собрав  пальцы  в  щепоть,  сильно  подуть  на  них, не  раздувая  щёк. «Пушинки» - пальцы  раскрыть  цветком («пушинки»    разлетелись).

3. Сопряжённая  гимнастика («Театр  пальчиков  и  языка» - артикуляционная и  пальчиковая  гимнастика).

1) Пальчики  тоже  пошли  гулять  вместе  с нами: топ-топ,топ-топ-топ.

Имитировать  ходьбу  пальчиков  в  заданном ритме, темпе: указательный и средний,  большой  и  указательный.

Язык  двигать  вверх – вниз (упр. «Качели»).

2)На  опушке  большое  дерево.  Вот  его  ствол.

Локти  и  ладони  соединить, пальцы поднять  вверх.

Язык  высунуть  и  напряжённо  тянуть  к  носу.  ( упр. «Фокус»).

3)Под  деревом  растут  грибы.  У  одних  грибов  ножки  толстые.

Щепотью  одной  руки  показать  толстую  ножку, ладонью другой  руки – шляпку. Положение  рук  менять. Язык  сначала  мягко  присосать  к  твёрдому  нёбу,   затем  напряжённо ( гриб  растёт). (упр. «Грибочек»).

4) У  других  грибов  ножки  тонкие.

Указательный  палец  одной  руки – ножка,   ладонь  другой руки – шляпка; положение  рук менять  (поганок очень много ). Язык присосать  к  нёбу.

5)Дерево  растёт.

Руки тянуть  вверх,  к  солнышку.

Язык  тянуть  к  носу. (упр. «Фокус»)

6)Грибы  растут.

Руки ( см. пункт 3)

Язык  то присосать  к  нёбу,  то  прогнуть «чашечкой».

(упр. «Грибочек» - « Чашечка»).

7).  Соберём  грибы  в  корзину.

Пальцы  рук  переплетены «корзинкой»,)

Язык  -  «чашечкой».

8) Через  лес   ( топ-топ,топ-топ-топ)  вышли  к  речке.

Руки  развести  в  стороны: плавные  движения от  плеча  к пальцам.

9) Тяжело  нести  корзины. Увидели  лодку.

Сложить  ладони  «лодочкой».

Руками делать  волнообразные  движения.

Язык    сложить  «лодочкой»(боковые  края  подняты  вверх).

Высунуть  язык  и  убрать  назад.

10)    Приплыли  домой.

Соединить кончики  пальцев (пальцы «домиком»).

Язык присосать  к  нёбу (крыша  домика). (упр. «Грибочек»).

4.  Закрепление  правильного  произношения  звука [ Р ], автоматизация  в   открытых  слогах ( развитие  темпо-ритмической  стороны  речи).

-  Гуляя  по  лесу.  Друзья  услышали  какой-то  шум,  они  испугались,  а  Матроскин  даже  зарычал  от  испуга как  настоящий  тигр: р-р-р-р-р-р-р-р-р… (изолированное  произношение  звука).  Как  он  рычал?  А  это  была  всего лишь  сороконожка, которая  растеряла  свои  башмачки. Давай  поможем  ей  обуться,  обувай  ей  на  ножки  ботиночки  и  повторяй  слоги: ра-ро-ру-ры.

Ребёнок  проводит  пальчиком  от  ботиночка  к  раскрашенной  в

тот же  цвет  части  сороконожки,  многократно  повторяя слоги,

написанные  на  ботиночках.

- Дядя  Фёдор  расхохотался  и  стал  дразнить  Матроскина:

Ра – ро – ру - ры

ро – Ру – ры – ра

Ры –ро - ра – ру

ра -  ру – Ро– ры

(Ребёнок повторяет  дразнилку, соблюдая темп и ритм)

5. Самомассаж   подушечек  пальцев  зубной  щёткой.

-  Дядя  Фёдор  очень  любит  собирать  грибы  и  учит  кота  Матроскина  находить  их в  лесу. На  каждую  стихотворную  строчку  ребёнок  растирает  подушечку   одного  пальца  зубной  щёткой.

Правая  рука                                                              Левая  рука

Вылезли  на  кочке                                                   Удивленья  скрыть не  мог.

(мизинец)                                                            (растирает  большой  палец)

Мелкие  грибочки:                                                       Выросли  опята,

(безымянный  палец)                                                 (указательный  палец)

Грузди  и  свинушки,                                                   Скользкие  маслята,

(средний  палец)                                                            ( средний  палец)

Рыжики,  волнушки.                                                       Бледные  поганки

(указательный  палец)                                                   (безымянный  палец)

Даже  маленький  пенёк                                                 Встали  на  полянке.

(большой  палец)                                                             (мизинец)

6.  Развитие  фонематического  восприятия.

-  Друзья  уселись  на  полянке  и  решили  перебрать  собранные  грибы. В  жёлтую  корзинку  они  сложили  грибы,  в  названии  которых  нет  звука  Р, а  в  красную – в которых  есть. Давай  и  мы  разложим  грибы  по  корзинкам (рыжики,  лисички,  сыроежки,  боровики,  волнушки,  сморчки,  опята,  грузди, подосиновики,  мухоморы).

-     Можно  ли  мухоморы  класть  в  корзину?  Почему? (ядовитые).

7.  Составление  предложений  по  картинками  их  схем.

Составить  предложение  о  грибах  с  предлогами  и  без  них.

Выложить  их  схемы полосками.

8.  Развитие  мелкой  моторики.

« Нарисовать»  боровик  верёвочкой  на  белом  картоне.

9. Итог.  Анализ.

Похожие материалы