Цель:
Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (синий комочек, зеленые клубочки) употреблять слова с суффиксами–«ик», «ичк», «ечк» (собачка, кошечка) упражнять детей в правильном употреблении падежей с предлогами «в», «на» (в коробочке, на столе) работать над обогащением словарного запаса детей (цыпленок, щенок, котик) существительными с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Закрепить знания детей о домашних животных.
Помогать малышам различать животных по внешним признакам, характеру поведения.
Называть основные цвета.
Развивать воображение, связную речь, упражнять в звукоподражании.
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Оборудование: макет деревянного дома, макет будки; игрушечные собака, кот, корова, курица, петух, цыплята; разноцветные корзинки с кружками, паровоз.
Ход занятия по развитию речи в детском саду:
1. Сюрпризный момент.
- Дети, я пришла сегодня в детский сад, а на столе пакет. Да еще такой большой, что-то в нем тарахтит. Как вы думаете, что там? (Ответы детей)
- А хотите узнать, что в нем? (Паровоз, поезд)
Пожалуй, не простой паровоз, а волшебный. Он отвезет нас к бабушке в деревню, где мы познакомимся с животными, которые живут в домашних условиях.
(Я возьму этот паровоз, а вы вставайте за мной вагончиками, а чтобы веселее было, давайте споем).
Паровоз гудок дал и вагончики помчал.
Чух-чух-чух, чу-чу-чу, далеко я вас помчу.
Ту - ту – ту, ту – ту-ту . (остановились сказали ш-ш-ш).
2. Вот и остановка «Избушка бабушки».
Что-то не видно бабушки. А кто это нас встречает? «Лает, кусает, в дом не пускает (собака). А как можно сказать ласково о собаке? (Собачка, щеночек).
- Для чего нужна собака? Что она делает? (Она охраняет дом).
- Как лает собака? (Гав, гав). А еще, дети, когда собака злится, то она рычит, вот так: грр-грр-грр.
А что ест собака? (Кости, мясо, кашу и т.д.).
Как называется дом собаки? (Будка).
Вот мы и познакомились с собакой.
3. Следующая остановка «Знакомство с кошкой»
А это кто там лежит на коврике? У кого пушистый хвостик и острые когти. Хлещет молоко, ловит мышей. (Так это котик). Как мяукает котик? Давайте вспомним потешку о «Киске Мурке»
- Кто хочет рассказать?
Киска Мурка, где ты была?
У бабушки.
Что делала? Миски мыла,
Две помыла, две разбила,
Баба меня поругала.
- Как звали кошку? (Мурка)
- За что ее бабушка отругала? (разбила миски)
- Что любит есть кошка? (Молочко, рыбку, колбаску, сметанку, мясо)
- Вы знаете когда котик не голоден и хочет поиграть, то он мурлычет так: мур-мур (дети повторяют). Поэтому его так и называют «котик – Котофей», «кошка – Мурка».
Посмотрите, как поиграл наш котик, разбросал все бабушкины клубочки.
Дидактическая игра «Разложи по корзинкам».
(Пояснение: клубочки лежали вот в этих цветных козинках. Как вы думаете куда мы положим вот этот (желтый) клубочек. Где такая же корзинка? Разложите клубочки в корзинки по цвету. Где лежал клубочек? (На полу). Куда ты его положил? (в корзинку).
4. Еще дети у бабушки живет интересная семья, вот их домик.
(В гнезде курица, цыпленок, петух).
- Папа ... петушок, мама ... курица, дети ... цыплята. Давайте вспомним, кто они и как разговаривают?
Физкультминутка с дошкольниками(под музыку)
А сейчас мы все превратимся в курочек и немного походим по полянке, поищем червячков. (дети садятся).
Воспитатель. - Давайте вспомним, что едят петушок и курочки? (Травку, зернышки, червячков, крошки хлеба). Курочки полезны тем, что несут яйца. Давайте рассмотрим цыплят. Какие они? (маленькие, хорошенькие, желтенькие, пушистые, мягкие). Они такие маленькие и всего боятся, давайте оставим их у мамы.
5. Остановка «Знакомство с коровой»
У бабушки еще есть корова, хотите ее увидеть? (да)
(глаза быстрее закрывайте и коровку представляйте).
6. Как ласково можно назвать корову?
(Коровка, буренки). Как мычит корова? (Муу-муу).
-Что дает нам корова? (молоко). (Рассматривание молока)
- Молоко какое? (белое, вкусное, ароматное, полезное). А что любит есть корова? (траву, сено).
7. Итог.
Вот мы и познакомились с домашними животными, которые живут у бабушки в деревне. Их называют домашними, потому что они живут у людей. Каких животных мы сегодня видели? (собаку, кота, курицу, петуха, цыплят, корову).
- Как называются эти животные? (Домашние животные). Почему? (они живут у людей).
Малыши, давайте попрощаемся с домашними животными, нам пора возвращаться в детский сад. (До свидания).
- Жаль, что мы не увидели бабушку. Она видимо куда-то ушла. Для того чтобы вернуться в садик, воспользуемся волшебным паровозом.
Коллективная работа детей-аппликация
Оборудование: лист тонированной бумаги А3, силуэтные изображения домашних животных и дома - готовые формы для наклеивания, клей карандаш.
Мотивация. Давайте сделаем картину в память о путешествии к бабушке в деревню
Совместная работа дошкольников.
Дети по желанию размещают силуэт своего животного на листе. Во время работы индивидуально закрепляются названия животных или цвета, понятие домашнее животное.
Итог.
Полюбоваться картиной вместе с детьми, предложить придумать для нее название.