Хорошим манерам, правилам поведения ребенок учится в первую очередь дома. В детском саду педагогиспособны закрепить эту привычку и все же истоки этого вопроса берут свое начало в семье.
Как обычно начинается утро ребенка? Вы с ним здороваетесь. Делаете это с настроением, улыбкой, ведь знаете, когда вы улыбаетесь миру, то мир улыбается вам. Помните о том, что маленькие дети очень легко чувствуют неестественность, ложь. Приласкайте ребенка, спросите как ему спалось этой ночью, скажите о том, что надо собираться в детский сад.
Замечали ли вы довольно типичную ситуацию, когда дети не хотят ни здороваться, ни прощаться со взрослыми? Это вызывает у родителей некоторый дискомфорт, стыд или даже вину.
Причин, по которым дети не здороваются, может быть несколько: у ребенка нет настроения это делать, у него плохое самочувствие, ленится, ведь он еще ребенок, ему не нравится тот или иной взрослый или попросту он его боится.
Как правильно научить ребенка здороваться? Это надо делать не в приказном тоне и решить эту ситуацию следует спокойно и терпеливо.
Личный пример родителей- лучшее упражнение, потому что ребенок копирует все, что видит в семье и переносит эту модель общения в детский коллектив. Если вы хотите, чтобы ребенок был вежливым, демонстрируйте ему образец поведения. Если вы хотите, чтобы дети здоровались с соседями, тогда здоровайтесь с ними первыми. Помните только одно, если вы здороваетесь с ними определенным сленговым приветствием, то не требуйте от ребенка здороваться со знакомым по-другому!
Быть вежливым ребенком - большая заслуга родителей! Разве вы так не думаете? Будьте сами выдержаны и вежливы. Родителям стоит также задуматься, что для них является самым важным: воспитать отзывчивого ребенка или такого, который соответствует всем социальным стандартам? Очень важно как раз в этой ситуации не перегнуть палку.
Создайте для ребенка ситуацию игры. Пусть в комнате он выберет свои любимые игрушки, разложит их по кругу. Предложите ребенку от имени игрушечных персонажей поприветствовать друг друга. Повторяться в приветствиях нельзя. В качестве поощрения при выполнении упражнения, возьмите волшебную сумку (это может быть даже яркий бумажный пакет), и как только ребенок поздоровается, откройте пакет и позвольте взять из него календарик, значок, наклейку и другое для героя, которому было адресовано приветствие. Слова приветствия могут быть такими: Доброе утро! Добрый день! Здравствуйте! Добрый вечер! Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Рада встрече с Вами! Мое почтение!
Попробуйте языковое игровое упражнение «Я вежливый, если ...».Детям оно дается не так уж и просто. Помогите им в ее исполнении, предоставив речевой образец. «Я вежливый (а), если ...»: здороваюсь, прощаюсь, говорю «спасибо», «можно спросить» и т. д.
Чтение художественных произведений: сказок, рассказов, стиховдостаточно весомый прием, который необходимо использовать при обучении детей. Прочитайте с ребенком рассказ В. А. Сухомлинского: «Скажи человеку: «Здравствуйте!»
Рассказ «Скажи человеку: «Здравствуйте!» (В. А. Сухомлинский)
«По лесной тропинке идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко выстукивает дятел и ручеек журчит в лесной чаще. Вдруг сын увидел, что навстречу им идет бабушка.
- Папа, куда бабушка идет? - Спрашивает сын.
- Встречать или провожать, - говорит отец и улыбается. - Вот как мы встретимся с бабушкой, ты скажешь: «Здравствуйте, бабушка!»
- Зачем же говорить эти слова? - удивляется сын. - Мы ее не знаем.
-А вот встретимся, скажем бабушке эти слова, тогда и увидишь, зачем.
Вот и бабушка.
- Здравствуйте, бабушка! - говорит сын.
- Добрый день, - говорит отец.
- Доброго вам здоровья, - отвечает бабушка и улыбается.
И мальчик увидел: все вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По вершинам деревьев пробежал легкий ветерок, и листья заиграли, задрожали. В кустах запели птички - раньше их и не слышно было. На душе у мальчика стало легко.
- Почему так? - Спрашивает сын.
- Потому что мы пожелали человеку хорошего дня».
Беседы с детьмиимеют огромное влияние на их развитие и воспитание. Можно позволить ребенку не здороваться, но при этом объясните, что чувствует человек, которому не сказали «Здравствуйте!». Спросите у ребенка, а он что будет чувствовать? Поразмыслите с ним о тех чувствах, которые он будет иметь от этого.
Расскажите детям об обычаях здороваться в разных странах мира, о том, что русские, здороваясь, в прошлое время, кланялись в пояс, а некоторые народы Африки здороваются носиками.
Похвала - это весомый стимул усвоить правила поведения. Скажите ребенку о том, как вам понравилось его ласковое приветствие к другу.
Мимика и жесты, интонация тоже очень важны. Какое приветствие приятно ребенку получить от воспитателя? Улыбающееся, искреннее, человеческое.
Такими способами можно достичь желания ребенка принимать и использовать элементарные правила этикета.
Вежливое, уважительное отношение - это тот краеугольный камень, который должен стать первоосновой воспитания. Все в наших руках! А вы как думаете, уважаемые родители?