Программное содержание:
- закрепить знания детей о характерных признаках осени (явления осени), о жизни растений, птиц, животных, о съедобных и ядовитых грибах.
- продолжать работу по закреплению умения обобщать и анализировать, учить находить закономерности, обобщать предметы по общим признакам и находить лишние.
- закрепить умение составлять фигуру из разрезных частей;
- формировать бережное отношение к живой природе.
Материал: эмблемы - листочки на каждого ребенка, для создания театра Осени полиэтиленовые пакеты, цветные платки, ленты, осенние листья; объемные изображения двух деревьев - в зимнем и весеннем наряде, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, съедобных и ядовитых грибов; для индивидуальной работы - листочки деревьев из бумаги, разрезанного на 2, 3, 4 части, различные по форме и цвету; таблица на каждого ребенка «Чего не хватает – дорисовать», сюжетные картинки; бумага, карандаши.
Предварительная работа: знакомство с названиями птиц: перелетными и зимующими; грибами: съедобными и ядовитыми.
Ход занятия
Играет спокойная музыка.
Воспитатель: Сейчас вы будете слушать мои слова и музыку и представлять себя маленькими деревцами. Вот так: «Я - дерево. Я расту в осеннем лесу. Мои ноги - это корни в прохладной земле. Мое тело - крепкий ствол, мои руки - тонкие веточки. Они поднимаются к небу, чувствуют солнечное тепло, впитывают его, и оно разливается по всему телу. Я - дерево. Я умываюсь капельками дождя и радуюсь его прохладе. Я забавляюсь с ветром, который кормит мои тоненькие веточки. Ветер подул сильнее и шорох листья ш-ш-ш и опалы с деревьев последние березовые листочки, а затем дубовые, а за ними и кленовые листочки». (Дети с соответствующими эмблемами на груди поочередно приседают).
Воспитатель: Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года говорится в нем:
Стихотворение об осени.
- Назовите «осенние» слова (напр.: урожай, яблоки, ноябрь и т.п.).
- Какая погода характерна для осени?
- Попробуйте изобразить тяжелую дождевую тучу.
Воспитатель: После дождика воздух такой свежий. Давайте вдохнем полной грудью (упражнение на дыхание).
- А сейчас я предлагаю создать театр Осени (В удобном месте стоят полиэтиленовые пакеты, цветные платки, ленты, осенние листья).
- Возьмите атрибуты, которые вам нравятся и представьте, что шелестит осенний дождик, трепещут последние листья на деревьях, стволы наклоняются, а на клумбе еще красуются последние цветы (Дети рассказывают, что они изобразили).
Воспитатель: Игра «От какого дерева листок».
«Ветер по лесу гулял
И листочки посрывал
да еще и разорвал».
1. (Предлагаю детям сесть за стол и составлять листок из частей).
2. Следующее задание.
- Внимательно рассмотрите таблицы. Чего не хватает? Дорисуйте.
3. Диктант.
- Нарисовать три грибочка: средний - мухомор, последний - самый маленький. Физкультминутка
Мы по лесу все идем (шагаем на месте)
А кругом деревья (разводят руки в стороны)
Вот такие высокие, (руки вверх)
Вот такие широкие. (Руки в стороны)
Вот поляна - (руки вперед)
Здесь дубы.
Под дубами есть грибы (присели)
Корзины взяли мы (руки на пояс)
И грибы собирали. (Повороты туловища)
(В это время на ковре разложили грибы).
Игра «Грибы съедобные и ядовитые».
(Даю детям две корзины и все собирают в них только съедобные грибы, а затем проверяем, съедобные грибы попали в корзину или нет, называем их).
Игра «Зимующие и перелетные птицы». (Дети находят по группе картинки с изображением птиц).
Воспитатель: Дети, у которых на картинке изображена зимующая птичка, подходят к зимнему дереву, а у кого перелетных - к весеннему. (Каждый ребенок называет свою птичку).
Предлагаю сесть детям на ковер и послушать стихотворение, сопровождая текст показом сюжетной картинки:
Птичка живет в гнезде,
Белочка живет в дупле,
Хитрая лисичка в норе,
А медведь - в берлоге.
Имеет медведь берлогу.
Ежик - домик из листьев и веточек
А где же маленький зайчик,
Зайчик - побегайчик,
Зайчик домик не имеет,
Длинные уши он прячет
Под елкой и кустом,
Поэтому и мокнет под дождем.
- Дети, действительно, у зайчика нет дома. Так давайте мы для зайчика все вместе построим хороший дом.
Предлагаю детям сесть за столы и (по собственному выбору) изготовить домик из палочек, из малого конструктора, элементов танграма или нарисовать.
Воспитатель: А теперь, дети, давайте все вместе расскажем и покажем, какой хороший домик построили мы для зайчика.
Предложить детям рассмотреть все работы.