Программное содержание: воспитывать чувство любви к родному краю, к природе, развивать внимание, музыкальную и слуховую память, самостоятельность.
Оборудование: цветы, музыкальные инструменты, шапочки с названиями месяцев; волшебные палочки, цветные карточки с изображением солнышка и тучки, фланелеграф, фломастеры, листы белой бумаги, шапочка кота и скворцов.
Зал украшен пейзажами (репродукции картин), цветами.
Вход в зал оформлен как ворота с сосульками. На столике музыкальные инструменты: металлофоны, колокольчики, бубны, треугольники. Звучит фрагмент пьесы «Весна» П.И.Чайковского и в зале появляется Весна (воспитатель).
Весна: Детский смех и тут и там, как я рада всем гостям!
Вижу: вы мне тоже рады! Детям лучшей нет награды –
Звон капели, птичий гам, солнца лучик по утрам,
Первой травки пробужденье и подснежников цветенье!
А сколько месяцев весны вы знаете? Назовите их (ответы детей).
Первый – март, второй – апрель, третий – май, конечно!
Каждый месяц – это брат, это брат мой вешний.
Кто мне хочет братом стать, кто мне будет помогать?
Весна выбирает трех детей, надевает им шапочки с названиями месяцев.
Ритмическая игра «Весной»
Месяц Март играет на бубне в ритм словам первого четверостишия, месяц Апрель сопровождает игрой на колокольчике второе четверостишие, а месяц Май – игрой на треугольнике.
В марте тает рыхлый снег - Дети идут по кругу дробным, ритмичным шагом.
Скользкая дорога,
Приготовились к весне
Мы с тобой задолго.
Сняли валенки вчера, Садятся на пол, упор рук сзади,
Сапоги надели топают слегка ногами по полу
Потому что со двора
Слышатся капели.
Ну а в мае – красота! Медленно поднимаются с пола,
Все зазеленело, вытягивая руки-росточки вверх, в конце
То художница-весна раскрывают пальцы рук – «бутоны распускаются»
Принялась за дело.
А теперь, братья мои, возьмите свои волшебные палочки и назначьте музыкантов и танцоров.
Весна раздает месяцам волшебные палочки: Марту – в виде сосульки, Апрелю – в виде веточки с почками, Маю – в виде бутона цветка. Март выбирает несколько музыкантов из детей, которые будут подыгрывать на металлофонах, Апрель выбирает несколько танцоров, Май раздает танцорам цветы. Весна под музыку предлагает импровизировать танец.
«Вальс» И.Штраус
Весна: Как красиво вы двигались и ритмично подыгрывали! А угадаете ли вы мою музыкальную загадку? Нужно послушать музыку и выложить на фланелеграфе цветные карточки, обозначающие настроение, переданное музыкой. У музыки три части, постарайтесь их услышать, получится небольшая картина. Спокойную музыкальную часть отметим солнышком, напряженную – тучкой. Будьте внимательны.
Слушаем «Норвежский танец № 2» Э.Грига
Дети выкладывают на фланелеграфе солнышко-тучка-солнышко
Весна: Но это еще не все мои загадки. Давайте послушаем звуки весны в природе. И ответы быстро нарисуем, как я.
Звучит первая фонограмма звуков природы: пение птиц сменяется шумом дождя.
Весна быстро рисует фломастером на листе бумаги птиц (галочками), затем тучку, льющую дождик (рисунки располагаем слева – направо).
Затем детям предлагается послушать вторую фонограмму и самим нарисовать на своих листочках ответы на новую загадку. Звучит шум грозы, затем птичье пение. Дети могут нарисовать тучку, зигзаг молнии, затем птиц.
Фонограммы-задания могут быть самыми разными, например: шум ручья, птичий щебет, ветер. Ручеек дети изображают в виде волнистой линии, ветер в форме закругляющихся линий-вихрей или как предложит музыкальный руководитель.
Дети показывают свои рисунки.
Весна хвалит детей за внимательность и точность и предлагает спеть песенку.
Муз.рук.: Давайте мы с вами погреем наш голосок и споем распевку «Солнышко».
Упражнение на развитие слуха и голоса «Солнышко»
Пение песни «Весенняя песенка» Т.Прописнова
Весна предлагает детям подойти к картинам и рассмотреть их.
На фоне спокойной музыки дети читают стихи, выученные заранее:
Скворушка мой прилетел! Здравствуй, артист говорливый!
Много в саду у нас дел – ждут тебя вишни и сливы.
Я все стволы побелю – яблоньки, словно в чулочках,
Всходы пока застелю – будет с морозами ночка.
Ты помогай собирать вредных жуков и букашек,
Вон их тут целая рать спряталась в листья ромашек.
Домик скворечник тебе я смастерила недавно,
Чтобы веселой семье тут проживать было славно.
Птенчиков ты заводи, будешь сосед мой по саду.
Ну, залетай, заходи! Дом принимаешь в награду?
Весна: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Кот и скворцы»
Игра «Кот и скворцы»
Муз. рук.: Ну, вот наше занятие и подошло к концу.
Весна: Пора мне прощаться с вами. Пойду я по родной земле, согрею её теплым солнышком.
Ребенок: Весеннее солнце, подольше свети
Пришла к нам весна, родной край наш цвети!
Дети под музыку уходят из зала.