Цель:
- обобщить знания детей о зиме, зимних явлениях, углубить знания о том, как зимуют птицы, доказать необходимость подкормки птиц зимой, закрепить правила изготовления кормушки; правильно пользоваться оборудованием;
- учить работать в коллективе; развивать мышление, речь, воображение, память, внимание, мелкую моторику рук;
- воспитывать любовь к природе, общечеловеческие ценности: доброту, сопереживание, заботливое отношение к окружающему миру.
Материал: кружочки разного цвета для игры, силуэты птиц, кормушка на мольберте, картинки со схематическим изображением букв, кукла Анжела с темным цветом кожи, дорожка с изображением различных следов; образец кормушки, квадратные листы бумаги; ножницы, кисти, клей, ножи, вареные овощи, передники, семена из разных растений на блюде.
Ход интегрированного занятия в подготовительной группе
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Поздоровайтесь. А вот гостья из далекой Африки - кукла Анжела. Она никогда у себя в Африке не видела зимы. Итак, давайте мы расскажем ей о зиме и зимних явлениях. Вот послушайте, какое стихотворение написал о зиме Н.Некрасов:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Воспитатель:
- Да, зимой все спокойно. А как вы думаете, что видят во сне мышки, когда спят зимой? А какой сон видят рыбы в пруду? А что в берлоге снится медведям? (Ответы детей).
А зима не спит, трудится - снегом все покрывает, от мороза оберегает.
- А кто расскажет Анжеле, что такое снег? Откуда он берется? (Ответы детей).
А какой бывает снег, сейчас вы расскажете Анжеле с помощью вот таких кружочков.
Дидактическая игра «Какой бывает снег?»
(Раздаю разноцветные круги, дети садятся в круг).
- Дети, кому я даю кружочек, тот расскажет о снеге, а кто рядом сидит – скажет, когда он бывает такой.
- Скажите, а о чем может рассказать снег? (О погоде, о том, кто ходил по нему).
Посмотрим на заснеженную тропинку, кто здесь ходил? Чьи следы мы видим? (Ответы детей).
- Да, снег рассказывает нам, кто по нему ходил. Но здесь еще кто-то походил. Как вы думаете, чьи это следы? Это следы птиц. Они двигались, будто что-то написали.
А на что похожи эти следы, что они вам напоминают? (Буквы). Какую букву напоминают эти следы? А эти следы, на какую букву похожи? А теперь, Аня, выложи эти буквы в таком порядке, чтобы получилась тема нашего сегодняшнего занятия, а мы все вместе ее прочитаем.
И какое слово получилось? (Зима).
- А теперь мы пойдем по тропинке в птичий городок. (Обращаю внимание детей на следы, на которых изображены природные явления: снегопад, метель, вьюга, дождь, радуга, молния).
Будьте внимательны, ступайте только на те следы, на которых зимние явления. Там нас ждут, как вы думаете кто? (Птицы). (Вывешена кормушка на мольберте, на столе разложены силуэты птиц: перелетных и зимующих
Дидактическая игра «Кто в кормушку прилетит?».
Проблемная ситуация.
- Вот послушайте, дети, птицы были в кормушке? Сначала прилетели маленькие, серенькие птички и начали клевать крошки. Затем прилетела хорошенькая, звонкоголосая птичка с желтой грудкой и черной головкой и стала лакомиться кусочком сала. И, наконец, к кормушке прилетела красногрудая птица и стала искать зернышки.
- Какие птички прилетели? Иди Вика, Андрей, Костя, выставьте их в кормушку.
- А какие еще птицы прилетят? (Доставляют дети).
- А как называются эти птицы? (Зимующие)
- А почему ласточка не прилетела к кормушке, скворец? (Ответы детей).
- А почему сороки, синицы, воробьи здесь зимуют?
Воспитатель:
- Вот слетелось много шумных, веселых птиц к кормушке. (Давайте послушаем запись голосов птиц).
- Как вы думаете, о чем птички переговариваются между собой?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- А всегда птицы зимой такие шумные?
- Бывает, когда им грустно, и они затихают? Да, бывает.
Воспитатель:
- Дети, а как вы думаете, что страшнее зимой птицам - голод или холод? Голод - враг хрупкой птички. Сытая птица не замерзнет, даже в сильные морозы.
- А как мы можем спасти их? (Ответы детей).
- Вот послушайте внимательно, как в стихотворении автор обращается к детям.
Поспеши, ребенок, милый,
Посмотри на мир вокруг:
Снегом все зима покрыла -
И поля, и луг.
Ни согреться в лучах,
Ни найти зерна,
Вот лежит там на камнях
Птичка неживая.
А здесь вторая прилетела,
Жалобно пищит:
Помоги, ребенок, милый,
Зиму эту пережить.
Воспитатель:
- Поможем нашим пернатым друзьям?
Мы устроим зимние столовые - кормушки для птиц, а потом развесим в нашем саду. Насыплем в них корм и ежедневно будем наблюдать, кто будет прилетать в наши кормушки. Знайте, что только одна кормушка, которая не пустеет всю зиму, сохраняет жизнь 12 птицам.
- Сегодня мы будем работать по подгруппам, но правила работы одинаковы будут для всех. (Демонстрационное полотно, где изображены схемы - рисунки правил работы):
1) работаем вместе, дружно;
2) помогаем друг другу;
3) выполняем работу последовательно;
4) работаем с любовью.
- Будем изготавливать кормушки из бумаги, а еще можно изготовить кормушки - ожерельем (нанизать вареные кусочки овощей). А чтобы вы не ошиблись, у вас есть схема-подсказка. Чтобы изготовить ожерелье, надо порезать овощи на части. (Напоминаю правила безопасности при обращении с ножницами, ножом, проволокой: во время работы не направлять ножницы друг другу в глаза).
- Вспомним, как мы с вами делали коробочки для мелочей. (Самостоятельная работа детей).
- Вот мы и изготовили свои кормушки. Хорошо, все старались. Скоро мы пойдем на улицу и развесим их на деревьях.
- Какие будут деревья? (Ответы: красивые, праздничные, веселые, счастливые).
- А как вы думаете, почему деревья станут счастливыми? (Потому, что к ним прилетят птицы).
- Посмотрите дети, а вот у меня тот корм, который мы готовили еще с лета для птиц. (Показываю на блюдечке разные семена).
- Что это? (Ответы детей).
- Как на человеческом столе, так и на птичьем столе должно быть разнообразие. Насыплем всего понемногу в кормушку, чтобы была еда для всех птичек. Таким образом, мы поможем выжить в непростое голодное и холодное время птичкам, которые зимуют у нас.
Воспитатель:
- Птицы - наши помощники и защитники. Когда придет весна и лето, они будут без устали работать в нашем саду, бороться с вредителями. А еще дети, птицы - замечательные синоптики - они очень хорошо предсказывают погоду. Помните, как мы наблюдали и учили приметы о птичках? Какие вы знаете приметы?
- Перед метелью вороны громко каркают, стаями купаются в снегу.
- Если высоко стаи ворон в небе - к снегопаду.
- Сели дружно вороны на землю - на оттепель.
- Перед усилением ветра, они тихо сидят на нижних ветвях деревьев.
Воспитатель:
- А теперь давайте поиграем в игру
Игра на внимание «Можно – нельзя».
(Я буду загадывать вопрос, если можно это делать – дети хлопают в ладони, а если нельзя - стоят тихо).
Вопросы к игре:
1. Делать и развешивать кормушки? (Можно.)
2. Стрелять из рогатки в птиц?
3. Подкармливать птиц?
4. Забирать в дом в кормушку?
И т.п.
Воспитатель:
- Ой, какие вы молодцы, как хорошо отвечали, какими внимательными были! На этом наше занятие закончилось. Надеюсь, что Анжеле понравился наш рассказ о зиме и она расскажет своим друзьям в Африке.