Форма работы: подгруппами по 5-8 детей; работа проходит в 2 этапа (I этап работы - как индивидуальная работа во вторую половину дня, II этап работы проводится как обычное занятие по аппликации).
Программное содержание: конкретизировать и обобщить знания детей о елке и о празднике Нового года (где растет; какую форму имеет дерево; какого цвета дерево в разное время года; что у елки вместо листочков, почему на праздник мы украшаем елку) продолжать учить изготавливать елку методом объемной, «пушистой» аппликации, учить сочетать в работе несколько видов «пушистой» аппликации; передавать характерное строение, форму, высоту, окраску дерева - елки; передавать в аппликации характерные особенности снежного покрова на земле, учить изображать снег на ветвях; наклеивать детали; развивать дружеские отношения во время работы, взаимопомощь, воображение, художественный вкус, умение договариваться с товарищами.
Материалы к занятию: образец аппликации, рисунки, фотографии елок, растущих в лесу, украшенных снежком и игрушками.
Предыдущая работа: проведение наблюдения за снегом и елками в снегу; изучение с детьми стихов и песенки про елочку; проведения I этапа работы: нарезание салфеток; проведение беседы с о снеге, (вспомнить его особенности - белый, рыхлый и т.д., с помощью чего можно передать снег на аппликации), наклеивание снега.
Ход занятия по аппликации в детском саду
I. Вступительная часть
Дети сидят за столами.
Воспитатель: Вскоре мы будем праздновать волшебный зимний праздник. Его ждут все - и взрослые, и дети. Как вы думаете, какой это праздник? (Новый год). А вот что является одним из символов этого праздника, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Что за гостья у нас такая,
И зеленая, и большая?
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (Елка)
Воспитатель: Правильно, именно елка приходит к детям на этот волшебный праздник. А где растет елка до того, как попасть к детям? (В лесу) Верно, елка растет в лесу, дожди ее поливают весной, летом и осенью. А зимушка украшает ее снежком. Возможно кто-то из вас знает стишок про елочку (дети рассказывают стихи)? Вот такую елку мы с вами сегодня и изготовим.
Дети рассматривают образец аппликации, рисунки, фотографии елок растущие в лесу, украшенных снежком и игрушками.
Воспитатель: Мы уже в прошлый раз сделали основу для наших елок и наклеили снежок. Теперь мы изготовим сами елки. Как вы считаете, какого цвета салфетки нам нужны для работы? (зеленые и белые) Да, зеленые для елки, а для снега - белые. Также нам нужны цветные салфетки для изготовления украшений на елку. Мы возьмем красные и желтые. Но прежде чем начать работу, давайте с вами вспомним, как нужно составлять и наклеивать салфетки.
Дети рассказывают и показывают, как нужно составлять салфетку: середину квадрата взять тремя пальцами: большим, указательным, средним - левой руки, правой рукой опустить края салфетки вниз, собрав их вместе. Держа сложенную салфетку правой рукой за край, верхушку макаем в клей и приклеиваем к основанию. Салфетки наклеиваем плотными слоями, начиная снизу.
Воспитатель: Очень хорошо. Я вижу, что вы вспомнили. Теперь договоритесь, кто будет складывать салфетки, а кто их наклеивать.
Воспитатель: А кто мне скажет, какую геометрическую фигуру напоминает елка? (Елка похожа на треугольники разной величины: внизу - самый большой треугольник, вверху - наименьший. Итак, внизу она будет широкая, а выше мы будем выкладывать салфетки, и она будет становиться все более узкая, и закончится верхушкой. А чтобы на веточках елки образовался снежок, мы положим белые салфетки между зелеными. Поэтому если вы все поняли и запомнили, можно приступать к работе. Но перед тем, как начать работу, давайте с вами немного отдохнем.
Встаньте из-за стульчиков, подойдите ко мне и создайте круг.
Белый снег, белый снег
Заметет тропинки (круговые движения руками).
Целый день, целый день
Падают снежинки (наклоны туловища вперед0.
Ветерок-шутник (повороты вокруг себя)
Метель поднимает,
А мороз-волшебник (подпрыгивание)
С детишками играет.
Воспитатель: Вот мы с вами и отдохнули, теперь быстренько занимайте свои места и приступайте к работе.
II. Основная часть
Дети по очереди наклеивают заготовки на картон, придают им форму веточек елки, припорошенных снегом, помогают друг другу. Воспитатель следит за ходом работы детей, оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель: Дети кто уже справился с елкой, можете делать для нее украшения. Для этого берем салфетки желтого и красного цветов. Салфетки скручиваем в шарик, макаем ее в клей и осторожно приклеиваем к веточкам елки.
III. Заключительная часть.
После окончания работы дети рассматривают свои елки, выбирают лучшую, вспоминают и поют песенку о лесной елочке.