Цели:
- закреплять с детьми умение считать до 10 разными способами;
- выполнять игровые упражнения с цифрами; соотносить количество предметов с цифрой;
- упражнять детей в умении называть и различать геометрические формы;
- закреплять умение определять цвет предметов;
- формировать умение видеть целостность предмета;
- продолжать учить детей решать задачи, выкладывать решение с помощью цифр и арифметических знаков;
- уточнять представления о понятиях «больше», «меньше»;
- продолжать формировать умение сравнивать длину предметов;
- развивать зрительное, слуховое внимание, память, логическое мышление;
- развивать мелкую моторку.
Оборудование:
цифры и арифметические знаки, карточки с изображением цифр, фланелеграф, магнитная доска, принцесса, корабль, домик, кошка, геометрические формы, карточки с геометрическими фигурами, замок, карточки с изображениями предметов.
Ход занятия:
I. Орг. момент
Воспитатель: - В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был царь, у которого была дочь. Однажды небо потемнело, из-за туч вылетел Змей Горыныч, подхватил принцессу и понес в свой замок.
Ребята, хотите помочь освободить принцессу? Тогда в путь. Путь будет труден, полон опасностей и препятствий. Змей Горыныч решил нас запутать, он придумал множество математических игр, упражнений, чтобы мы не могли найти и освободить принцессу. Но вы же не боитесь трудностей? Конечно, нет. Ведь принцесса ждет. Мы с вами поплывем на корабле по бурному морю мимо разных островов. В дорогу друзья!
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(дети подплывают к первому острову).
II. Первый остров. «Остров потерянных чисел».
Воспитатель:- Ребята, Змей Горыныч думает, что вы не умеете считать, не знаете цифры, поэтому взял и перепутал все:
1. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»
Каждый ребенок считает до определенного числа, другие дети продолжают от заданного - от того числа на котором остановился счет. (прямой и обратный счет).
2.Игровое упражнение с цифрами «Путаница»
Детям предлагается разложить цифры по порядку от 1 до 10.
3. Игра «Убираем цифру по заданию»
- убрать цифру, которая показывает, сколько углов у треугольника - дети убирают цифру 3;
- убрать цифру, которая показывает, сколько солнц на небе - цифра 1;
- убрать цифру, которая обозначает, сколько пальцев на одной руке - цифра 5;
- убрать цифру, которая показывает число на один больше трех - цифра 4;
- уберите цифры, стоящие между цифрами 6 и 9 - цифры 7 и 8.
Игра « Назовите задуманное мною число»
Я задумала число: больше 3 на 1, больше 6 на 1, больше 5 на 2, меньше 7 на 1, меньше 9 на 2.
Игра «Цифра потерялась»
Соотнесение количества предметов с цифрой.
Воспитатель: - Все задания выполнены правильно и мы можем продолжать свой путь.
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
III. Второй остров « Остров математических загадок».
1. Решение задач-загадок (устно):
Я рисую кошкин дом:
Пять окошек, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки! (6 окошек)
2. Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (10 морковок)
3. Один из детей придумывает задачу, все выкладывают ее решение с помощью арифметических знаков и цифр (касса цифр и знаков).
Воспитатель: - И с этими заданиями все справились.
Все ближе замок Змея Горыныча, где томиться в неволе принцесса. Перед нами третий остров.
Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли.
IV. Третий остров. «Остров Геометрических фигур».
Задания:
1. Игра «Какой фигуры не хватает?»
Детям предлагается выявить закономерность расположения фигур и дорисовать недостающую.
Игра «Что лишнее?»
Дети определяют лишнюю фигуру: по цвету, форме, величине.
Игра «Найди одинаковые картинки».
Детям предлагается серия картинок с изображения орнаментов из геометрических фигур, необходимо найти и указать два одинаковых рисунка.
Игра «Геометрическая мозаика».
Дети составляют предметы из геометрических фигур по образцу.
Игра «Сосчитай треугольники».
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, уже виден замок. Из окошка выглядывает принцесса. Но перед замком две дорожки разной длины: одна длинная, другая которая. По какой дорожке мы быстрее доберемся до замка? А как же нам открыть дверь замка? Нужно подобрать ключ.
Игра «Подбери ключ к замку».
Детям предлагается подобрать карточку с фигуркой соответствующей по форме прорези в скважине замка.
V. Итог занятия
Воспитатель: - Принцесса благодарит вас дети. Вы не испугались трудностей и спасли ее от злого Змея Горыныча!