Конспект непосредственно-образовательной деятельности в детском саду «Путешествие в Простоквашино»

конспект непосредственно-образовательной деятельности

Программное содержание:

Учить детей производить звуковой анализ слова – «кот», определять последовательность звуков. Упражнять в нахождении гласных и согласных звуков, а также в умении выделять их отличия (поются не поются, почему?).

Продолжать учить детей вслушиваться в звучащие слова; самостоятельно находить пропущенный звук, определять позицию звуков в слове. Развивать фонетический слух. Упражнять детей определять количество слогов в словах, и их соотношение со схемой слова (односложных, двусложных слогов).

Познакомить с буквой «с», и ее графическое изображение детьми («ниткография»).

Развивать моторику руки. Воспитывать интерес к звучащей речи.

Демонстрационный материал:

Телеграмма, рыбы (сом, окунь, лещ, щука), магнитная доска, схемы слов, ведра, фишки, елка, «снежинки со звуками», буква «с».

Раздаточный материал:

Схемы звукового анализа слова с фишками, бархатная бумага и нить.

Ход занятия:

I. (Раздается в дверь стук, входит почтальон Печкин, у которого в руке несколько телеграмм).

Печкин: Здравствуйте дети, здравствуйте гости. Это детский сад «Звездочка»?

Дети: Да!

Печкин: Это вы ребята из группы «__________»?

Дети: Да!

Печкин: Вам… (ищет) Где же она? (достает из стопы)… Телеграмма.

Дети: Спасибо почтальон Печкин.

Вос-ль: (обращается к детям) Ребята, хотите узнать, что написано в телеграмме?

Дети: Да!

Вос-ль: Тогда слушайте! (читает вос-ль)

«Дядя Федор, встречай 10 декабря в 9.00, поезд № 10, Москва-Простоквашино, вагон № 3. Твои папа и мама.»

- Ничего не понимаю. Кому телеграмма? Может быть вы, ребята, догадались, кому адресована телеграмма? (ответы детей)

- Ребята, почтальон Печкин перепутал, отдал нам… чужую телеграмму!

(обращается к детям)

- Что же делать?

(ответы детей / Отдать телеграмму кому она адресована!)

Правильно ребята, нужно поехать в Простоквашино и отдать телеграмму д. Федору. Согласны?

- А поедем мы с вами на электричке. Проходите, занимайте места (грам. Запись «Внимание со 2 платформы отправляется поезд Москва-Простоквашино») (дети садятся в поезд и едут под веселое музыкальное сопровождение…)

Вос-ль: Ребята, вот мы с вами и приехали. Выходите из вагона и идите за мной. Пойдемте искать дорогу в деревню Простоквашино! (перед детьми открывается занавес. Зал оформлен под зимний пейзаж, вдалеке дом)

- Ребята, смотрите, а вот и дорога, давайте пойдем по ней. (Дети идут и в-ль обращает внимание детей на указатель «Простоквашино».

- Смотрите – указатель. Что же на нем написано? Давайте вместе прочитаем. (Дети вместе с ввоспитателем читают: «Прос-ток-ва-ши-но 1 км»)

- Видите сколько снега намело? Придется ребята до деревни идти пешком. А как красиво-то здесь!

- Какое время года наступило? (Зима)

- Посмотрите, чем покрыта земля? (Снегом)

- А снег это хорошо или плохо? (Хорошо)

(игра: «Хорошо и плохо». А почему хорошо? Почему плохо?)

(около сугроба рассыпаны «снежинки», на которых изображение гласных и согласных звуков)

Вос-ль: Ой, что это?

Дети: Снежинки.

Вос-ль: Правильно, снежинки. Они не простые, на них что-то написано. Что же на снежинках? (Буквы) (в-ль спрашивает индивидуально 3-4 детей)

- Да, на снежинках написаны буквы, но почему одни буквы красные – другие синие? Правильно, потому что красные – это гласные звуки, синие – это согласные. Правильно, буквы означают звуки.

- Назовите гласные звуки. (а, у, и, о, ы)

- Назовите согласные звуки. (ш, ж, м, н, р, п, к и др.)

- А теперь возьмите снежинки и положите справа от дорожки гласные звуки , слева – согласные звуки . (выполнение задания детьми)

(оценка выполнения задания)

Вос-ль: Посмотрим, правильно вы выполнили задание?

- Какой звук ты положила? (Гласный)

- А почему он так называется? (Потому, что он поется)

(в-ль обращается к детям стоящим слева)

- Спой свой звук (2-3 детей)

- А ваши звуки поются? (Нет)

- Почему? (Потому что они согласные, им мешает язычок, поэтому они не поются)

- Назови, Кристина свой звук. (и тд.)

(обобщает) Правильно, гласные поются, а согласные нет.

- Молодцы, хорошо справились с заданием!

- Пойдемте теперь дальше!

(Дети идут с в-лем дальше. На ширме изображение «проруби», а рядом на «снегу» разложена «рыба» (плоскостное изображение) на магнитах, магнитная доска на ней прикреплены плоскостные ведра, кот Матроскин ловящий рыбу)

Вос-ль: Ребята, кто это там сидит у проруби? (Подходят к ширме, где «сидит» кот Матроскин) Давайте подойдем поближе.

- Вы узнали, кто это? Да, это кот Матроскин.

- Давайте с ним поздороваемся и спросим у него, что он тут делает.

Вос-ль: Здравствуй, кот Матроскин! Что ты тут делаешь в такую погоду?

Матроскин: В какую погоду?

Вос-ль: А какая бывает зимой погода?

Дети: Холодная, снежная, ветреная, морозная.

Матроскин: Вот, почему прорубь замерзает. Теперь понятно. А я ребята рыбу ловлю. А вы кто такие?

Дети: А мы ребята из детского сада «____________», ищем д.Федора!

Матроскин: А зачем он вам ребята?

Вос-ль: Расскажите ребята зачем нужен д.Федор.

Дети: Нужно нам отдать ему телеграмму!

Вос-ль: Лучше скажи куда идти дальше.

Матроскин: Ну ладно, ладно – скажу! Но сначала помогите мне разложить рыбу… Я так и не научился делить слова на слоги. А вы, ребята, умеете делить слова на слоги?

Дети: Умеем!

Вос-ль: Проходите за столы.

(выставляются магнитные доски, на них «ведра» со схемами слов (слоговой анализ) и «рыба» на магнитах: сом, лещ, щука, судак, карась)

Вос-ль: Что это? (Ведра)

- Посмотрите, что нарисовано на «ведрах»? (Схема слова)

- Сколько слогов изображено на схеме? (Один)

- Значит в это ведро положим рыбу, у которой сколько слогов? (Один)

- А в зеленой ведро? Правильно, рыбу, у которой 2 слога. Почему? (На схеме 2 черточки)

- Ваня найдет слово с одним слогом, а Алена с двумя слогами. (выполняют задание) (дети оценивают правильность выполнения)

- Правильно они выполнили задание? А ты как считаешь Маша?

- Как проверить? (Нужно прохлопать, прошагать) (Аналогично находят другие слова)

Матроскин: Молодцы, ребята. Правильно разложили рыбу в ведра. Я теперь тоже знаю как делить слова на слоги. Вижу умные вы!!! Все знаете.

- А умеете ли вы определять сколько звуков в слове?

Дети: Умеем!

Матроскин: Тогда … скажите: Сколько звуков в слове «кот»?

(Дети садятся за столы, выполняют задание: звуковой анализ слова и на карточках выкладывают фишки, на мольберте: схема слова «кот» и набор фишек)

Вос-ль: Какой 1 звук в этом слове? (К-к) (утрированное произнесение звука)

- Какую фишку поставила Света? (Синюю)

- Почему? (Это согласный звук)

- Послушайте, какой следующий звук? (О-о) (ребенок находит красную фишку)

- Почему ты поставила красную фишку? (Потому что звук гласный)

- Произнесите последний звук в слове. (Т-т)

- Какой это звук? (Согласный) (Дети обозначают синей фишкой)

(Далее в-ль предлагает всем детям задания)

- Сосчитайте, сколько гласных звуков? (Один)

- Сколько согласных? (Два)

- Где стоит гласный звук? (В середине слова)

- Где стоят согласные? (В начале и в конце слова)

Вос-ль: Ну, что Матроскин, теперь ты узнал сколько звуков в слове кот?

Матроскин: Три.

Вос-ль: Теперь показывай путь.

Матроскин: Хорошо, хорошо! Идите прямо, прямо. Слева увидите лес, а там недалеко и дом, где живет мой любимый д.Федор.

(Дети с в-лем идут по тропинке, видят на самой высокой елке «сидит» Шарик (в-ль за ширмой), останавливаются)

Дети: Здравствуй Шарик!

Шарик: Здравствуйте, ребята. Вы куда идете?

Дети: Мы ищем д.Федора!

Вос-ль: Может ты нам покажешь путь к дому.

Шарик: Я бы показал вам самый короткий путь, но занят очень.

Вос-ль: А зачем ты так высоко забрался?

Шарик: Во-первых отсюда лучше фотографировать и никто не мешает, во-вторых – хорошо всех видно.

Вос-ль: А кого ты фотографируешь?

Шарик: Птиц.

Вос-ль: Как они называются?

Шарик: Попробуйте угадать.

Вос-ль: (детям) Слушайте ребята внимательно!

Шарик: …с…негирь.

Вос-ль: (детям) Правильно назвал Шарик птицу? Есть такая птица? (Нет) Как правильно сказать? (Снегирь)

(В-ль предлагает найти снегиря и прикрепить к елочке)

(Аналогично: …с…орока,

…с…ова,

…с…иница)

Вос-ль: Какой звук потерялся (не назвал Шарик) в этих словах?(С-с)

Дети: Звук «с»!

Вос-ль: А где он стоит?

Дети: В начале слова!

Вос-ль: Давайте его еще раз произнесем? С-с-с. (В-ль показывает букву «эс»)

- Этот звук обозначается буквой «эс». Давайте эту букву изобразим.

(Дети выкладывают на бархатной бумаге букву методом ниткография) (оценка детей)

Вос-ль: А теперь подойдем и покажем ее Шарику. А ты Шарик запомни эту букву и не забывай произносит этот звук в словах.

(Дети выставляют букву около сугроба)

Шарик: Спасибо вам ребята! Какие умненькие..., но я спустится к вам не могу. У меня самое интересное еще впереди. Вы идите, а я вас догоню. вах. методом ниткография) (оценка детей)

выкладывают фишки, на мольберте: схема слова "

Вос-ль: А куда идти?

Шарик: Видите дым столбом, большой сугроб и длинный забор, там и найдете д.Федора.

Вос-ль: Спасибо Шарик! Пойдем к домику.

(Дети с в-лем уходят, а Шарик вслед спрашивает)

Шарик: А зачем он вам нужен?

Вос-ль, дети: Телеграмму отдать!

Шарик: Ну, до скорой встречи!

(Дети с в-лем подходят к домику, стучат в дверь)

Вос-ль: Ну, вот мы и дошли до дома. Тук, тук. (Голос из-за занавеса)

Галчонок: Кто там?

Дети: Это мы, ребята. А д.Федор дома?

Галчонок: Скажу, если со мной поиграете.

Вос-ль: Ну, конечно, поиграем.

Галчонок: (чистоговорка)

са-са-са – бродит по лесу лиса

со-со-со – у Саши колесо

су-су-су – стало холодно в лесу

сы-сы-сы – нету норки у лисы

(выходит д.Федор – ребенок)

Д.Федор: Здравствуйте! Слышу шумно. Кто это к нам пожаловал?

Дети (здороваются): Д.Федор мы привезли телеграмму от твоих мамы и папы. (Отдают телеграмму д.Федору)

Д.Федор: Спасибо вам ребята большое! Проходите в дом!

Вос-ль: Мы бы рады, но не можем, нам пора возвращаться в детский сад.

Д.Федор: Подождите, подождите. Вот вам угощение. Ведь скоро праздник – Новый год!

Вос-ль: Спасибо д.Федор. Приезжай в гости.

(Дети возвращаются в детский сад).

Похожие материалы