Программные задачи:
Познакомить детей с историческим прошлым Кубани и культурой родного края.
Формировать представления детей о том, что малая Родина – Кубань, начинается с отчего дома.
Прививать интерес к обычаям своего народа.
Материалы и оборудование: флаг, герб Краснодарского края, предметы домашней кубанской утвари, иллюстрации с изображением быта кубанских казаков, игра «Разрезные картинки» (тема: поля, сады, моря, горы Краснодарского края).
Словарная работа: крынка, глэчик, рушник, плетень.
Предварительная работа: рассматривание альбомов «Атамань», «Природа Кубани»; разучивание кубанских пословиц и поговорок.
Ход НОД в старшей группе:
В группе оформлен мини-музей кубанской утвари.
1. Воспитатель в костюме казачки обращает внимание детей на флаг, герб Кубани.
- А скажите мне, ребята, как зовётся край родной наш, где живём мы с вами дружно?
(дети: «Краснодарский край»). Мы зовём его Кубанью, наш казачий край.
- Главный город на Кубани кто ж нам всем здесь назовёт? (Краснодар)
- Обратите же внимание на костюм казачий мой! (воспитатель показывает со всех сторон свой костюм)
- Кто ж такие казаки я поведаю, друзья, вам! А казак – это значит, вольный человек! Давным-давно Россией правила царица Екатерина II. Ей верой и правдой служили казаки на границах Руси. Они не щадили своих жизней. И в благодарность царица подарила им земли на Кубани, те самые, где мы с вами сейчас живём. И одаряя казаков, такую речь царица говорила:
«Повелеваю: землю охранять! Поле сажать! Казаков растить!»
2. Воспитатель:
- Ребята, кто ж казаку был лучшим другом: и быстро мчал, и с поля боя выносил? (дети: «Конь»).
- Правильно. А знаете, друзья, что у казаков была особая любовь к лошадям. Давайте вспомним, как говорили казаки о лошадях. (Дети вспоминают кубанские поговорки о лошадях)
«Конь казаку – друг!»
«Казак сам не поест – а коня накормит!»
«Казак без коня, что солдат без ружья»
«Без коня казак кругом сирота»
3. Рассказ воспитателя о том, как стали казаки обживаться на кубанской земле.
- Строили хаты как? (Всем миром)
- Растили хлеб.
- Изготавливали домашнюю утварь.
- Охраняли своё подворье.
Воспитатель:
- Ребята, приглашаю вас посетить наш мини-музей. Здесь собраны предметы казачьего быта. Вот, посмотрите и назовите, что это? (показывает глэчик)
(дети: «кувшин»)
- Правильно, кувшин. А на Кубани называется он глэчик! Повторите со мной, пожалуйста!
Из чего он сделан, как вы думаете? (дети: «Из глины»)
- Как называется строение из прутьев, служит для заграждения двора иль огорода? (плетень)
- Казаки, ребята, очень трудолюбивые. Умели всё. И среди них были гончары, и кузнецы, и хлеборобы, и коневоды. Но кто работал хорошо, умел и отдыхать!
Давайте поиграем в казачью весёлую игру да под названием «Хлэбчик».
- Делимся на пары. А ведущий говорит: «пеку, пеку хлэбчик!»
Дети: «А выпечешь?»
Ведущий: «Выпеку!»
Дети: «А убежишь?»
Ведущий: «Посмотрю!»
Убегают врассыпную, меняя пары. Кто без пары – тот и «хлэбчик».
4. Игра «Собери картинку о родной Кубани»
Воспитатель: Прекрасный солнечный край! Большая, щедрая земля, гостеприимная для всей России. Трудится кубанский народ, чтобы города, посёлки, хутора были краше и богаче!
Это край чудесный
Там, где синь небес!
Золотое поле
И зелёный лес!
Ручеёк звенящий
И весенний гром!
Это запах хлеба,
Это отчий дом!
Ты, Кубань родная,
Наша сторона!
Ты на всей планете
Лучшая страна!