Программное содержание:
- развивать познавательный интерес, стремление к активному познанию природы, мышление, внимание, связную, объяснительную речь;
- способствовать развитию знаний детей об объектах живой природы, в частности о деревьях, углубить знания детей об изменениях в природе осенью, обогащать активный словарь прилагательными, глаголами, систематизировать знания детей об осенних явления в природе;
- способствовать элементарному пониманию ребенком взаимообусловленности компонентов природы;
- воспитывать бережное отношение к живой природе, закладывать основы экологической культуры;
- учить детей соблюдать природно - целесообразное поведение в естественной среде.
- закрепить умение детей отвечать на вопросы воспитателя.
Материалы: муляжи деревьев, животные (белка, ежик), набор дидактических игр, картины-схемы с изображением осеннего парка, листочки разного цвета, предметные картинки, набор для творчества.
Ход интегрированного занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему «Осень»
Воспитатель: - А скажите мне, пожалуйста, какое время года сейчас на дворе?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Да, дети, осень. Какое же это замечательное время года - осень!
Воспитатель читает стихотворение
Золотая осень
Еще недавно в небе синем
Пролетали журавли,
А сегодня в безмолвии полном
Ходит осень по земле.
И от края и до края,
От двора и до двора
Золотого урожая
Снова к нам пришла пора.
Воспитатель: - Сегодня, дети, мы отправляемся в путешествие в волшебный осенний парк. А путешествовать мы будем в «веселом поезде». Поэтому давайте сядем в «вагончики» и отправляемся в путь.
(Дети садятся в «вагончики»-на стульчики, едут, поют песню)
Листик желтый, листик желтый на дорожку упадет.
Это значит, это значит, осень в гости к нам идет
Воспитатель: - Вот мы и приехали в осенний волшебный парк. Давайте выйдем из «вагончиков» и погуляем на этой замечательной поляне.
Воспитатель: - Посмотрите, дети, а чей это хвостик выглядывает из-за дерева?
Кто по соснам и по елям
С ветки прыгает на ветку,
Видит, шишки где поспели,
Маленькая, рыженькая (белка)
Воспитатель: - Да это же белочка. Ой, посмотрите какая она быстрая, прыгучая и ее шубка имеет оранжевый окрас. А давайте дети, мы тоже попрыгаем и поиграем вместе с белочкой.
(Пантомимический этюд)
Воспитатель: - Белочка рыженькая, красивая и быстрая, вот какую задача подготовила она для вас.
Набор дидактических картин «Времена года».
Эстафета «Кто быстрее перенесет шишки?»
Бег на короткую дистанцию.
Воспитатель: - Давайте детки покажем белочке, как мы умеем играть и расскажем что происходит осенью.
(Дети выполняют задание и благодарят белочку за эстафету, а белочка их за помощь.)
Физкультминутка«Осень»
Осень, осень, лист желтеет, (дети плавно поднимают руки вверх).
С неба часто дождик сеет. (медленно опускают руки вниз, перебирают пальцами).
Красные, золотистые (показать руками вправо влево).
Опадают с кленов листья (присесть)
Дети те листья собирают. (собирают мнимые листочки).
Их ладонями закрывают. (смыкают перед собой ладони).
Из них плетут венки прекрасные, (плетут мнимые венки)
Золотистые и красные. (одевают его себе на голову).
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Ну, время уже идти дальше.
(Идут в парк с песней).
Воспитатель: - Посмотрите, что это за тропа? Она необычная. Чем украсила ее осень? (Листочки.)
- А какого цвета здесь листочки? (Красные, желтые, зеленые.)
- Как еще можно сказать? (Золотые, разноцветные.)
- Давайте посмотрим, куда ведет эта тропинка.
Падают, падают листья -
В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Игра-эмпатия «Мы листочки осенние»
Воспитатель: - Посмотрите, дети, кто это там за яблоней под листочками спрятался?
(Воспитатель загадывает загадку.)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Сам на колючку похож,
Маленький, колючий ... (еж).
Воспитатель: - Посмотрите, какой он озабоченный, наш ежик. Что он делает, детки?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Давайте мы ему поможем? Соберем яблочки?
Дидактическая-подвижная игра «Соберем яблочки»
(большие яблочки в желтую корзину, маленькие - в красную)
Логическая игра «Какого цвета»; «Большие и маленькие»
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Но, время уже идти дальше. Вот и отдохнули немного, а сейчас пошли еще в парк погуляем.
(Идут с песней).
Воспитатель: - Ой, дети, посмотрите, как загрустила наша рябина. Почему она такая грустная? Возможно, с ней что-то случилось? Давайте спросим.
Дети спрашивают: - Почему ты, Рябинка, такая грустная?
Воспитатель: - Рябинка печальная, потому что на веточках ягодок нету. Давайте поможем, чтобы она не скучала, мы ей слепим бусинки-ягодки.
Творческое задание детей. Лепка из пластилина «Бусинки-ягодки».
(дети лепят бусинки-ягодки).
Воспитатель: - Смотрите, детки, какие замечательные бусинки у нас получились, давайте посмотрим, как обрадовалась Рябинка.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Но нам пора уже возвращаться в детский сад. Поэтому садимся в «вагончики» и отправляемся в путь с веселой песенкой.