Образовательные задачи: закрепить знания детей среднего возраста о сезонных изменениях в природе, поведении диких животных и птиц осенью;
-активизация речевого словаря, творческого потенциала детей;
-развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
Средняя группа детского сада
Ход занятия
1.Организационный момент
Дети под музыку входят в зал, воспитатель проводит с ними психогимнастику:
Мы ладошку к ладошке сложили
И друг другу дружить предложили.
Будем мы заниматься, играть,
Чтобы умными, добрыми стать.
Воспитатель: Ребята вы любите отгадывать загадки? Сейчас я покажу вам загадку-схему. А вы должны отгадать - что это?
(воспитатель показывает мнемотаблицу, поясняет свой показ)
-Она имеет круглую форму, на ней есть горы, леса, реки, на ней живут люди, звери, птицы.
Что это?
Дети: Земля.
Воспитатель: Правильно, ребята - это наша планета Земля. А это что?
Воспитатель показывает глобус.
Дети: Глобус
Воспитатель: Ребята, а какие цвета есть на глобусе? Как вы думаете, что они означают?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы!
Зеленый цвет - леса;
Голубой - вода;
Белый - снег;
Желтый - земля.
Посмотрите, ребята, в лесу красный сигнал.
Кто-то просит нас о помощи. Вы согласны
отправиться в путешествие? Тогда в путь!
2. Основная часть
Дети встают со своих стульчиков и подходят к воспитателю.
Воспитатель: Прежде, чем отправиться в лес, давайте вспомним, что нельзя делать в лесу?
(Дети берут экологические знаки-листочки и объясняют значение каждого знака)можно отправляться в дорогу. Давайте закроем глазки и скажем такие слова: «Повертелись, покружились, и в лесу мы очутились!»
(Звучит музыка. Открывается занавес, и дети оказываются в осеннем лесу).
Воспитатель: Ребята, где мы с вами оказались? (Ответ детей).
Воспитатель: Но почему-то нас никто не встречает. В лесу темно и скучно. Нет, нет, смотрите - Лесовичок сидит! (обращает внимание детей на куклу Лесовичка на ширме). Здравствуй, Лесовичок! Это ты просил о помощи?
Лесовичок: Здравствуйте, ребята. Беда в нашем лесу! Шалунишка ветерок налетел на наш лес, поозорничал и улетел. Птичек всех распугал, часы времен года сломал. Звери к зиме не готовятся, скачут, играют, что делать - не знают. Тучек нагнал, солнышка совсем не видно, поэтому так скучно, грустно и не светло в нашем осеннем лесу.
Воспитатель: Не волнуйся, Лесовичок. Ребята, поможем Лесовичку и лесным жителям?
(ответы детей).
Воспитатель: Но для этого мы должны очень постараться. Много дел нам предстоит сделать, чтобы в лесу снова был порядок. Не будем терять время. Чтобы лесные часы ходили, их нужно...
(ответ детей)
Воспитатель: К какому времени года можно
отнести эту картинку? Укажите стрелкой, какое сейчас время года. (Дети раскладывают картинки по временам года и в конце задания прикрепляют стрелку на «Осень», звучит музыка работающих часов).
Воспитатель: Молодцы, ребята, лесные часы исправно ходят и время года «Осень» точно показывают.
Воспитатель: Теперь нужно помочь белочке, скажите, ребята, как она готовится к зиме?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте соберем для белочки грибочки на зиму. Собирать будем только какие грибы? (Ответы детей)
Звучит музыка, дети собирают грибы-муляжи, называют гриб и кладут в корзину)
Белочка: Спасибо, ребята! Заигралась я, совсем забыла запасы на зиму сделать, ведь осень скоро закончится, зима придет.
Лесовичок: Белочке вы помогли, теперь помощь нужна птичкам. Собрались они в стайку и не знают, кому пора улетать и зачем.
Воспитатель: Ребята, поможем птичкам? Куда должны лететь некоторые птички осенью?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру.
Игра "Перелетные птицы"
Сейчас только услышите слово «Зима» - перелетные птички полетят к березке, а зимующие - к елочке.
Маленькие птички, (дети летают и машут руками, как крыльями)
Птички-невелички
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачивают из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Наступают холода, (дети подлетают к своему дереву)
Приближается зима.
Дети в шапочках зимующих и перелетных птиц разбиваются на 2 группы. Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь перелетные птички знают, что им пора улетать в теплые края, а зимующим птицам мы будем помогать, подкармливать их.
На ширме появляется зайчик. Воспитатель: Ребята, кто это? Дети: Зайчик.
Воспитатель: Видите, он тоже к зиме не готовится. Что ему нужно сделать к зиме? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте поможем зайчику и его семье, приготовим для них белые шубки. Дети подходят к столам и закрашивают силуэт зайчика белой краской (на фоне негромко звучащей музыки). По окончании работы зайчики выставляются на панно «Осенний лес». После того, как дети выполнили работы, на занавесе под музыку из-за тучки появляется солнышко.
Лесовичок: Спасибо вам, ребята! Снова в нашем лесу радостно и светло. За ваши добрые дела хочу подарить вам подарок.
Сюрпризный момент
Лесовичок дает детям корзинку со сладостями
3. Заключительный этап.
Воспитатель: Ребята, нам пора поблагодарить Лесовичка, а на прощание мы подарим ему наш танец с листочками. Дети танцуют с осенними листочками.
Лесовичок: Спасибо вам, друзья, до свидания!
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки и скажем все вместе: «Повертелись, покружились, и в саду мы очутились!»
Ребята, вам понравилось путешествие? Вы сегодня были молодцы! Скажите, кому мы помогли и что сделали? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь мы пойдем в группу и попробуем угощение от Лесовичка.