Цель: формировать умение находить различия и общие признаки геометрических фигур разных типов;
выбирать и располагать геометрические фигуры;
воспитывать умение применять свои знания о времени, решать логические задачи;
обосновывать свой ответ, искать варианты решения.
Демонстрационный материал: геометрические фигуры, сказочные герои, цифры, письмо.
Раздаточный материал: геометрические фигуры, цифры, листочки с заданиями, цветные карандаши.
Ход занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста: «Путешествие в страну геометрических фигур»
Воспитатель:
Здравствуйте, малыши!
Друг к другу повернитесь
И ласково улыбнитесь.
Сегодня утром я получила письмо, в котором написано:
«Дорогие дети, приглашаем вас отправиться в путешествие в нашу страну. Кто мы попробуйте отгадать
- Вот я не стою и не прыгаю, ведь одного угла нет. Кто я?
- А мы в стороны протянули отрезки. Среди них четыре угла, как рожки. Кто мы?
- Персоны мы совсем не обычные, фигуры мы геометрические. Дорога к нам далека, с вами могут случиться необычные приключения, но мы уверены, что вы найдете выход, потому верим, что вы умны и сообразительны. До встречи »
- Дети, от кого это письмо?
- В какой стране живут геометрические фигуры?
- А поможет нам найти страну геометрических фигур сказочный герой. А какой узнаете, если отгадаете загадку:
Умный он, кругленький
На окошке сидел,
А потом прыг -
И по дорожке побежал.
- Кто это? (Колобок). Веди нас, Колобок!
1задание: (перед Колобком разбросаны различные геометрические фигуры) нужно пройти по зеленым треугольникам и т.п.
- Вот, Зайчик дорожку закрывает, нас с Колобком не пускает. Сейчас мы быстро справимся с задачей и дорожка будет свободна.
2 задание: из двух одинаковых треугольников составить новые геометрические фигуры (дети составляют и называют их).
- Ну что, Зайчик, справились наши дети, пропускай нас.
3 задание.
Зайчик:- Да, вы справились, но у меня есть еще одна для вас задача. Посмотрите на рисунок. Геометрические фигуры вы видите? (Дети называют)
- И с этой задачей дети справились. Кого дальше встретил Колобок? Так, Волка. Волк хочет, чтобы мы выложили его из спичек. Посмотрите на образец, затем выложите его самостоятельно. Волк также хочет узнать, умеют наши дети находить соответствующие геометрические фигуры. (Воспитатель называет геометрические фигуры, дети находят ответы.) Наконец Волк пропустил Колобка. Но наш Колобок решил немного отдохнуть. И мы с ним.
Физкультминутка
Раз! Два! Все присели,
Затем вверх полетели.
Три! Четыре! Наклонились,
Мы хорошо учились.
Пять! Шесть! Для веселья,
Покружим на карусели.
Семь! Восемь! В поезд сели,
Потопать ножками захотели.
Девять! Десять! А теперь вдохнули
На места тихонько сели и отдохнули.
- Колобок отдохнул и мы вместе с ним. А теперь мы продолжаем дальше путешествие.
А на встречу Колобку кто повстречался? (Мишка). И он тоже не хочет пропускать нас с Колобком. Посмотрите на дома. Лишний? Почему? (Ответы детей) Сколько домиков? (Дети говорят и поднимают соответствующие цифры) Какого цвета третий домик? Желтый домик, какой по порядку? Красный? Синий? Сколько окошек в первом домике? Сколько крыш треугольной формы? Покажите соответствующие цифры.
- Вот Мишка тоже пропускает Колобка. Кто следующий встретит Колобка?(Лиса)
Лисичка: Колобок, я тебя сейчас съем.
- Лисичка хочет съесть Колобка. Необходимо быстро идти ему на помощь. У каждого из вас есть кружочки желтого цвета - колобочки. Сколько их? Что вы можете сказать о них? Они одинаковые. Но надо сделать так, чтобы они отличались друг от друга. Тогда Лисичка запутается.
Дети раскрашивают кружочки.
- Обиделась Лисичка и не хочет нас дальше пропускать. (У детей на столах Лисичка дает листочки с нарисованными точками. Дети соединяют точки и называют геометрическую фигуру, которую получили).
- Лисичка еще не хочет пропускать. Давайте ей подарим ожерелье с шестью бусинками. (Дети рисуют ожерелье из шести кружочков и дарят Лисичке).
- Вот, видите, малыши, и задобрили мы Лису, а она пропустила нас в страну геометрических фигур. Но нам пора возвращаться в детский сад. Если быстро справимся с задачей - вернемся в детский сад. Какими видами транспорта можно путешествовать? (Дети из геометрических вырезанных фигур строят различные виды транспорта.)
- Вот мы и в саду. Опять письмо из Страны геометрических фигур:
«Мы были уверены, что вы справитесь с задачей. Спасибо. Мы с вами очень подружились»
Итог занятия
- Вам понравилась наша поездка?
- Что понравилось больше всего?
- Что удалось?
- Что не удалось?
- Какие задачи было трудно выполнять?