Цель: познакомить детей со свойствами стекла и металла и их применением, развивать любознательность, тактильную память, внимание уточнить представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и металла, познакомить с профессиями людей, работающих со стеклом.
Активизация словаря:
Прозрачное, хрупкое, шероховатое, стеклянный, прочный.
Материал: два подноса-на одном предметы из стекла: стакан, пластина; на втором предметы из металла-коробочка с крышкой, пластина, ложка, стакан;
шарик теннисный; вода; деревянная пластина.
Снаряжение: металлическая ложка и бокал стеклянный.
Ход занятия.
Ребята, вы хотите попасть в лабораторию гномов? Но для этого необходимо иметь специальный пропуск.
Я-Белоснежка! И хочу подарить вам вот такие эмблемы, посмотрите! (раздаю каждому и прикрепляю к одежде)
А теперь закройте глаза: 1.2,3 мы уже в лаборатории!
Ребята, посмотрите, что стоит на столах у гномов. Чего тут только нет! Назовите что вы видите.(ответы детей)(на столике стоят два подноса. На первом разложены предметы из стекла, на втором-из металла.
Ребята, как вы думаете, почему гномики положили одни предметы на первый поднос, другие-на второй?
Правильно, на первом подносе все предметы из стекла, стеклянные, а на втором подносе все предметы из металла-металлические.
Вы любите играть в прятки? Давайте поиграем? Я буду прятать шарик (любой предмет), а вы должны будете догадаться где он. Дети закрывают глаза. Ребята, как вы так сразу смогли найти шарик? Дети отвечают, что они увидели шарик.
А каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него шарик? Стекло какое? (прозрачное) Давайте скажем все вместе: «Прозрачное». А где еще люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство-прозрачность? (Из стекла изготавливают стекла автомашин, стенки аквариума, очки, стекла вставляют в рамы окон, лампочки и т.д.)
Хорошо, что люди придумали стекло. Что бы было, если бы у нас в домах и детском саду не было стеклянных окон? (Было бы темно, не было бы солнца и света в доме, не видели бы через окно природу).
Ребята, давайте играть дальше. На этот раз я постараюсь спрятать шарик хорошенько.
Я прячу шарик в металлическую коробочку с крышкой. 1,2.3 -шарик найди!
Дети открывают глаза и ищут шарик. Игра «Горячо-холодно». Находят в коробочке теперь сложнее было искать? В металлической коробочке шарик не виден, но вы догадались по звуку .Когда взяли коробочку в руки, шарик загремел, металлическая коробочка не прозрачная. Повторим все вместе: «Непрозрачная». Теперь, ребята, возьмите в руки по одному предмету. (себе беру стеклянный стакан).
Ребята, что было бы, если бы я уронила стакан на пол? Что было бы со стаканом из стекла, если бы он ударился о твердый пол?(Он бы разбился. )3начит стекло обладает еще одним свойством. Какое это свойство? (Стекло хрупкое). Металлическая коробочка тоже хрупкая? (Нет) Проверим? (После удара о пол коробка осталась целой.) Стекло - хрупкое, а металл - прочный, твердый.
Ребята, как вы думаете стекло и металл пропускают воду или нет? Давайте проверим? (наливаю воду в стеклянный стакан и металлический.) Смотрите, вода не выливается, не просачивается она прочно удерживается во всех стаканах. Значит, стекло и металл обладают еще одним общим свойством-непроницаемостью.
Про ведем еще один эксперимент . Смотрите , ребята , если мы возьмем стеклянную и мет аллическую пластинки и опустим их в воду , .что с ними произойдет? Правильно, они погрузятся в воду. А если в воду положить деревянную пластинку (будет плавать.) 3начит, стекло и металл какие ?Легкие или тяжелые?(Тяжелые)
Теперь проведите рукой по всем стеклянным и металлическим предметам какие они? Мягкие или твердые? (Твердые) Гладкие или шероховатые? (Могут быть и гладкими, и шероховатыми, в этом они похожи.) По звуку?( Можно). По запаху можно различить их? (нет)
Сейчас поиграем в игру «Что звучит?» (стучу палочкой по различным предметам, Угадывают по звуку, какой предмет.)
Ребята, смотрите, кто к нам пришел? Показываю наряженную металлическую ложку и наряженный стеклянный бокал.
Давние друзья и великие спорщики. Каждый из них утверждает и уверен, что главнее всех остальных. Ложка спорит, что из металла делают много очень полезных человеку предметов, а бокал утверждает, что из стекла - гораздо больше, как разрешить их спор? Кто из них прав?
Ребята, давайте разделимся на две команды. Первая команда - за ложку, вторая – за ста кан . Кто больше назовет предметов , сделанных из ст екла или металла. (Дети называют по очереди предметы из стекла и металла)
Молодцы, ребята, много предметов назвали. Выходит и ложка и бокал были правы стекло и металл - очень полезны и необходимы в жизни человека. Ребята, а вы знаете, откуда человек берет стекло и металл? Послушайте старую историю.
Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Эта гора называется вулканом. Когда извержение заканчивалось, камни остывали и становились очень твердыми. Оказалось, что из такого прочного камня можно было сделать топор лучше прежнего сделанного из обычного камня и дерева. И иголки были крепче, и нож был тверже. Этот материал человек назвал металлом. Но не везде бывают вулканы и извергаются они не всегда. Вот и подумал человек соорудить специальную огромную печь и в ней «варить» металл.
- Ребята, а кто-нибудь из вас знает, люди каких профессий работают с металлом ?(ответы детей.)
- Правильно это сварщики, металлурги.
- И стекло? Ребята это хорошо известный всем материал. Способ получения стекла человек придумал очень давно. Археологи во время раскопок нашли стеклянную бусинку, которой уже более тысячи лет. Так обычный чистый песок и другие специальные добавки расплавляют хотя песок и добавки не прозрачны при расплавлении получается прозрачная паста. Из нее вытягивают листы. Эти прозрачные стеклянные листы и вставляют в оконные рамы .
- Ребята, люди каких профессий работают со стеклом? (ответы детей)
Правильно , стекла вставляют стекольщики . Очень интересная работа у стеклодува Он выдувает из раскаленного стекла различные изделия: вазы , графины, игр ушки, цветы и т.д.
Игpa «Хорошо-плохо».
Дети находят хорошие и плохие качества металла и стекла.
Молодцы, ребята. Вам понравилось в лаборатории. Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза: «1,2,3 -мы в детском саду». А эмблемки вам будут напоминать о путешествии в лабораторию.