Цель:
Закрепить знания детей о диких и домашних животных в зоопарке.
Учить ориентироваться в понятиях «дикие» и «домашние» животные. Закрепить знания детей об их способе жизни, повадках, умению приспосабливаться к окружающей среде.
Прививать детям элементы экологической культуры. Учить вести себя правильно в лесу, знать правила поведения со спичками, ножом, топором, пластиковой бутылкой и бинтом.
Развивать умение логически мыслить, обосновывать свой ответ; устанавливать простейшие взаимосвязи, умение поддерживать игровую ситуацию.
Формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливая самые простые связи между ними в дидактической игре «Кто лишний».
Учить детей делить слова на слоги, определять количество слогов в соответствующее окошко домика.
Закрепить умение правильно строить предложения, использовать в речи наречия «потому что», местоимения + глагол «я думаю».
Воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому, развивать эстетическое восприятие, умение находить выход из затруднительных ситуаций (использование бросового материала в строительстве); умение работать дружно, слаженно.
Формировать знания о правилах поведения во время занятия, умение слушать взрослого и сверстников, уступать и помогать друг другу.
Ход занятия:
Собираю детей возле себя и сообщаю:
- Ребята, к нам в город приехал сказочный зоопарк. Я знаю, что вы все любите путешествовать, поэтому, сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию в зоопарк.
- А как вы думаете, где может расположиться зоопарк?
Ответы детей:
- Всегда зоопарк располагался у нас в центре города, но сейчас там собираются ставить новогоднюю ёлку и потому, я считаю, что лучше будет, если зоопарк расположится за городом.
- Мне кажется, что зоопарк должен находиться подальше от проезжей части, чтобы было меньше машин. И тогда животные смогут дышать чистым, свежим воздухом.
- А я думаю, что зоопарк должен находиться подальше от каких-либо заводов, шахт, поселений людей.
Восп.: Да, ребята, верно. Давайте мы с вами ещё немного вспомним всё о животных, что мы знаем о них. Итак, какие бывают животные?
Ответы детей:
- Животные бывают дикие и домашние.
- Домашние животные – это собака, кот, корова, поросята, лошадь, осёл… Они живут в жилищах рядом с людьми.
- Дикие животные – это лев, заяц, лиса, волк, тигр, олень, медведь… Они живут в лесу, в пустыне, в тундре и в зоопарке.
Восп.: А какое животное самое высокое?
Дети: Жираф!
Восп.: Какое лесное животное сушит себе на деревьях грибы?
Дети: Белка.!
Восп.: Какую птицу на Украине считают самым лучшим певцом?
Дети: Соловья!
Восп.: А какое животное живет только в Австралии?
Дети: Кенгуру!
Восп.: Какие птицы спят в пещерах вниз головой?
Дети: Летучие мыши!
Восп.: Кто из животных любит малину?
Дети: Медведь!
Восп.: Какое животное является символом Всемирного фонда охраны природы?
Дети: Большая панда!
Восп.: Молодцы! А сейчас давайте продолжим нашу экскурсию. Идём по тропинке.
Восп.: А вот и лес. Мы подошли к лесу и что же мы видим?
Под ёлочкой стоит коробок в красочной упаковке.
Восп.: Ой, ребята, а что же это? На что это похоже?
Ответы детей:
- На подарок.
- На незнакомый предмет.
- Нужно знать, кому это адресовано.
Восп.: А как вы думаете, что в нём?
Ответы детей:
- В нём может быть все, что угодно.
- Взрывчатые вещества.
- Чья-то вещь (кто-то потерял).
- Может быть подарок от Дедушки Мороза.
Разворачивают коробок.
Восп.: Дети, да здесь же записка: « Ребятам от лесных жителей. Мы вам очень рады! » Так что, вскрываем коробок?
Вскрывают коробок
Восп.: И что вы видите?
Дети: Спички, топор, нож, пластиковую бутылку, бинт…
Дети рассуждают о каждом предмете:
- Я считаю, что пластиковая бутылка нужна для того, чтобы в лесу можно было попить воды. Но потом, когда она становится не нужна, её выбрасывают и она превращается в мусор.
- Я думаю, что топор нужен в лесу для того, вырубать сухие ветки. Но люди очень часто вырубают топором ёлки и зелёные ветки, а этого делать нельзя.
- Я считаю, что спички в лесу могут причинить только вред. От неаккуратного обращения со спичками в лесу происходят пожары.
- А нож, мне кажется, в лесу служит помощником для того, чтобы аккуратно срезать грибы. Но ножом ещё, плохие люди, обрезают кору на деревьях.
Восп.: Правильно, ребята! А сейчас давайте поиграем в игру. Я называю вам правила, если вы согласны – вы хлопаете в ладошки, а если нет – хлопать не нужно.
1.Ломать ветки с кустов и деревьев – нет;
2.Обдирать кору с деревьев – нет;
3.Восхищаться красотой природы – да;
4.Стрелять из рогатки в птиц – нет;
5.Уничтожать гнёзда птиц – нет;
6.Рубать ёлки – нет;
7.Любить природу – да.
Восп.: Верно! Вот мы и закрепили правила поведения в лесу. И разобрались вместе с лесными жителями о помощи и вреде тех предметов, которые находились в коробке. А сейчас, ребята, у нас практическое задание. Нам нужно определить на карточках, какое животное лишнее.
Дети садятся за столы.
Практическая часть «Кто лишний?»
Проверяю детей. Уточняем, кто лишний на примере 2-3 человек.
Дети выходят из-за столов.
Восп.: Молодцы! У вас всё получилось. Давайте мы ещё поиграем. Я называю, а вы дополняете:
- Голодный, как…(Волк)
- Ползёт, как…(Черепаха)
- Хитрая, как…(Лиса)
- Неповоротливый, как…(Медведь)
- Трещит, как…(Сорока)
- Надулся, как…(Сыч)
- Упёртый, как…(Осёл)
- Верная, смелая, сторожевая…(Собака)
- Ласковая, пушистая…(Кошка)
Восп.: Молодцы, ребята! Но мы ведь с вами должны помочь животным, расселить их по своим картинкам.
Садятся за столы. Практическая часть
«Посчитай слоги и рассели правильно животного».
Дети «расселяют» животных, расположенных на картинках, предварительно посчитав количество слогов в данном слове, в окошки домика с определенной цифрой.
Восп.: Вот и наша помощь пригодилась.
Дети встают из-за столов и идут по тропинке.
Восп.: Ребята, вот мы с вами подошли к сказочному зоопарку. Посмотрите, верно ли расположен зоопарк? Кто в нем живет?
Ответы детей:
- Зоопарк расположился за городом.
- Вблизи зоопарка нет проезжей части. Он расположен так, чтобы звери дышали чистым воздухом, подальше от людей.
Восп.: Верно. А как вы считаете, что ещё нужно сделать в зоопарке?
Ответы детей:
- Нужно посадить деревья, цветы.
- Построить лавочки для отдыха людей.
- Можно построить фонтаны.
Восп.: Правильно. Чтобы в зоопарке было хорошо и уютно, нужно ещё потрудиться. Давайте посмотрим на животных, которые в нем живут.
Дети рассматривают и рассуждают:
- Рыбки живут в аквариуме;
- Птицы живут в домике;
- Животные: лев, носорог, тигр, слон – живут в вальерах. Они хищники, к ним близко подходить нельзя, кормить из рук их тоже нельзя.
Дети замечают, что у жирафа нет домика.
Восп.: Что же делать, как ему помочь?
Дети: Нужно жирафу построить домик.
Восп.: А из чего можно построить домик?
Предлагаю на выбор лоскуток материи, веточки деревьев, камни, бумага.
Восп.: Из материи можно построить дом?
Дети: Из материи мы не построим дом, это не прочный материал, домик будет холодным и неустойчивым.
Восп.: Веточки деревьев?
Дети: Из веточек можно построить, но этот дом тоже не будет крепким, в нем будет продувать воздух, сквозить.
Восп.: Камни?
Дети: А из камня дом будет прочным, устойчивым, крепким, удобным.
Дети решают, что дом для жирафа лучше построить из камней и кирпичей.
Восп.: Ребята, давайте начнем постройку.
Предлагаю выбрать бросовый материал: коробки из-под чая, сока для стройки.
Дети: Дом для жирафа должен быть высоким, крепким и устойчивым.
Постройка дома.
Восп.: Вот какой у нас получился высокий, просторный домик для жирафа.
Посмотрите, какая получилась сегодня интересная и полезная экскурсия. Вы построили замечательное жилище для жирафа – крепкое и уютное, и теперь у всех животных в зоопарке есть свои дома. А ещё, я уверена, что вы все вырастите добрыми, умными и послушными людьми и никогда не будете обижать животных, а будете наоборот – беречь и охранять природу.