Программное содержание:
Создать социально - педагогические предпосылки для комфортного общения детей и взрослых.
Закрепить знания детей о праве «все дети имеют право на образование и выбор профессии».
Привлечь внимание детей к профессиям их родителей, к собственной личности.
Продолжать учить мечтать о будущем, связно выражать свои мысли и соображения.
Показать наглядно интеллектуальный рост ребенка.
Способствовать формированию новых качеств личности, направить энергетический потенциал ребенка к действиям, размышлений, помочь принять свою мечту «свое я», как индивидуальность в обществе.
Формировать положительный образ детского «Я».
Развивать творческое воображение, мышление, чувство самоконтроля.
Воспитывать целеустремленность, позитивное отношение к себе и уверенность в себе, социальную ответственность, значимость каждой профессии.
Материал: игрушка-мальчик; кровать; магнитофон; сюжетные иллюстрации («На стройке», «На приеме у врача», «Повар готовит вкусный обед», «Дворник поливает цветник», «Почтальон разносит письма, газеты»); игровое поле с изображением ступенек; набор сюжетных картинок по теме: «Я познаю свой мир».
Предыдущая работа:
Чтение художественной литературы, беседы с детьми, заучивание стихов, составление рассказов, рассматривание иллюстраций, наблюдение, экскурсии.
Ход занятия по правовому воспитанию в старшей группе
Воспитатель с детьми заходит в группу. Звучит колыбельная песня.
Воспитатель: Дети, что это за музыка звучит?
Когда поют колыбельные песни?
А вам мама поет колыбельные песни? (ответы детей) Почему же у нас в группе раздается колыбельная песня? И для кого она звучит?
Воспитатель с детьми проходят в группу, замечают кроватку, на которой спит «мальчик» (игрушка).
Воспитатель:
Кто это спит у нас на кроватке? Тс-с-с-с, это же наш Ваня. Он приболел немного, а наш помощник воспитателя напевала ему колыбельную песню, чтобы он заснул. Не будем ему мешать, пусть поспит, отдохнет. А мы с вами, пока спит Вася, рассмотрим вот эти картинки.
(На доске сюжетные иллюстрации: «На строительстве», «На приеме у врача», «Повар готовит вкусный обед», «Дворник поливает цветник», «Почтальон разносит письма, газеты»).
Вопросы к детям:
- Что было бы на земле, если бы не было врачей?
- Можно приготовить компот из картофеля и лука? Почему?
- Как вы думаете, какой бы вид был бы у нашего города, если бы дворники не убирали ежедневно улицы и территории у домов?
- Смог бы строитель обойтись без своих помощников – машин, на строительстве? Почему?
- Что было бы, если бы не было почтальонов?
(Воспитатель с детьми подходят к кроватке, на которой «спит» Ваня).
Воспитатель: Пока мы с вами рассматривали рисунки, уже и Ваня проснулся.
-Как спалось, Ваня? Как ты себя чувствуешь? Что тебе снилось?
Ваня: Ой малыши, приснился мне странный сон. Что я не маленький мальчик, а уже взрослый человек. Сижу я в кабине странной машины высоко над землей. Как взглянул в окошко, дух перехватило! Внизу какие-то люди суетятся, грузовики песок, кирпич возят. И так мне страшно стало. Закрыл я глаза и ... вдруг оказался за рулем автобуса. Быстро мчится мой автобус. Позади остаются дома, деревья. И тут испугался: «Я же не умею управлять автобусом» Вижу впереди через дорогу бежит котик. Что делать? Как остановить автобус? Хотел выскочить из автобуса, но как? Я закричал: «Боже мой!» ... И вот я уже в белом халате, на голове белая шапочка, в руках какой-то чемоданчик с красным крестом, а на кушетке лежит котик со сломанной лапкой и плачет: «Помоги, больно!» Что делать? Так мне стало жаль того котика. Но чем я могу помочь, ведь я ничего не знаю! И тут я проснулся. Что это было? Что за странный сон?
Воспитатель: Дети, а вы поняли что-нибудь из того, что рассказал Ваня?
- Где он был изначально?
- А в какой это странной машине он сидел высоко над землей?
- А кем был Ваня за рулем автобуса?
- Куда пришел котик с поломанной лапкой?
- Кем был Ваня в белом халате?
Воспитатель: Наш Ваня совсем запутался и испугался. Как видите, не так просто быть то врачом, то шофером, или строителем, или человеком любой другой профессии. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, надо много учиться, прилагать немало усилий, чтобы овладеть той или иной профессией.
- А какие вы знаете профессии? (дети называют)
- А кем работают ваши родители? (ответы детей)
Игра «Что кому нужно для работы»
(Дети стоят по кругу. Воспитатель с мячом. Бросает мяч кому-либо из детей, говоря человека той или иной профессии, например: врач, повар, продавец и т.д. Дети ловят мяч, бросают его обратно воспитателю, называют тот или иной предмет, необходимый человеку определенной профессии, например: бинт, вата, чайник, нож и т.д.)
Воспитатель: Дети, а кем вы хотели бы быть в будущем? Почему? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Кем я хочу быть»
(Игровое поле с изображением ступенек, набор сюжетных картинок по теме «Я познаю свой мир». Ребенок рассматривает картинки и размещает их на ступеньках, демонстрируя свое интеллектуальное развитие, которое мысленно ведет к получению знаний, необходимых для объяснения цели. Объясняет свои действия)
Воспитатель: Дети, вы должны знать, что каждый из вас имеет право на образование, то есть на обучение и право на выбор профессии. Так что, дорогой Ваня, все то, что ты увидел во сне, может сбыться, если ты только пожелаешь. Как видите, дети, прежде чем овладеть определенной профессией надо пройти путь обучения. А для этого надо быть терпеливым, настойчивым, старательным, хорошо учиться, много читать, получить знания, что как говорит народная мудрость: «Ум не покупают», «Никогда не говорите не умею, а говорите научусь», «Мудрым никто не родился, а научился ». Дети, а какие вы еще знаете народные поговорки и пословицы? (Ответы детей)
Воспитатель: Итак, каждый человек растет и учится, чтобы, наконец, самому попробовать что-то сделать полезное не только для себя, но и для других. Поэтому не забывайте, что «Жизнь коротка, а наук много, изучайте то, что вам необходимо».