Задачи:
формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед — это замерзшая вода;
развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;
развивать умение классифицировать предметы и явления по определенному признаку;
обогащать словарь детей словами разных частей речи: прозрачный, хрупкий, блестящий, полынья, прорубь и др.;
воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
Оборудование: кусочки льда: прозрачные тонкие и толстые по 3 шт.на каждого ребенка; цветные кусочки льда (по цветам спектра – 8 шт.); поднос; иллюстрация с изображением реки, покрытой льдом; стаканы двух цветов на каждого ребёнка, салфетки.
Предварительная работа: наблюдение на прогулках и в группе, замораживание кусочков льда, чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Введение в игровую ситуацию.
- Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в царство Снежной Королевы. Это царство холода, вьюги, снега, инея. Королева приготовила специально для вас подарки. Подойдите к столам. Что это? (Это кусочки льда).
Наблюдение за кусочками льда.
- Рассмотрите их, потрогайте. Какие они? (Есть разные кусочки толстые и тонкие).
- На ощупь лёд тёплый или холодный? (Холодный).
- Прозрачный лед или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку? (Прозрачный. Через тонкий кусок льда можно смотреть).
- Какая льдинка на солнце, в свете лампы? (Блестит, сверкает, переливается).
- Хрупкий лед или нет? Можно ли сломать льдинку? (Тонкие кусочки ломаются, толстый лёд – нет).
- Что происходит с кусочком льда, который вы взяли в руки? (Он начинает таять, превращается в воду).
- Из чего же получается лед? (Из воды).
-Да, лед – это замерзшая вода. А что еще образуется из воды, если её остудить, заморозить или нагреть? (Снег, иней, пар).
Игра «Цветик-семицветик».
- Снежная Королева подарила нам еще один необычный подарок. Она приготовила его сама. Как вы думаете, как она его сделала?
-Воспитатель показывает кусочки с цветным льдом. (Это кусочки цветного льда. Его можно сделать, добавив гуашь в воду и заморозив её).
- Назовите, какого цвета лёд получился у Снежной Королевы? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
- Какой рисунок можно составить из этих кусочков льда? (Радугу, цветик-семицветик).
- Давайте вместе сложим цветик-семицветик на подносе.
Дети выкладывают цветик-семицветик.
- Смотрите, какой красивый у нас получился цветок. Думаю он понравится Снежной Королеве. А теперь давайте пройдем на ковёр, сядем и немного поиграем.
Игра «Хорошо-плохо».
- Игра называется «Хорошо-плохо». Скажите, что хорошего в том, что вода может замерзнуть в лёд? Чем полезен лед?
- Что можно делать на катке, залитом льдом? (На льду можно кататься на коньках).
- Когда можно перейти через речку пешком? Почему? (Зимой можно перейти по льду реку).
- Как можно остудить напиток? (Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда).
- Что прикладывают к ушибу, чтобы ослабить боль? (Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль).
- Что плохого, когда вода замерзает в лёд? (Можно поскользнуться, упасть на льду, в гололёд часто случаются аварии на дорогах, если съесть сосульку, заболит горло, лед намерзает на ветках, проводах и они ломаются и т.д.)
Игра «Вода – не вода»
- Поиграем в игру на внимательность. Я называю слово. Если оно обозначает то, что содержит воду, вы встаёте и поднимаете две руки. Если слово обозначает предмет или явление, не имеющее отношения к воде, вы садитесь на корточки. (Лёд, камень, иней, ветер, лужа, радуга, стол, снег, огонь, облако, дождь, песок, море, земля, озеро)
- Молодцы! Все старались быть внимательными.
Опыт по растаиванию льда.
- Ребята, мы с вами пришли к выводу что лёд – это замерзшая вода. А когда мы можем увидеть лёд? (Зимой).
- А если мне лёд нужен летом? ( Заморозить воду в морозильнике).
- Как обратно изо льда получить воду? (Нагреть лёд на огне, в руках, в воде).
- Давайте попробуем провести опыт. Подойдите к столу. Что вы на нём видите? (Лёд и два стакана разного цвета).
- Потрогайте их. Что вы заметили? (Один стакан с тёплой, а другой – с холодной водой).
- Бросьте один кубик льда в желтый стакан. А другой – в зелёный. Где лёд тает быстрее? (В желтом).
- Почему? (В тёплой воде лёд тает быстрее).
- Обратите внимание, лёд тяжелее или легче воды? (Легче).
- Почему вы так решили? (Лёд не тонет, плавает на поверхности).
Беседа о свойствах льда
- Ребята, давайте сядем на стульчики. А вы знаете, что в старину в России зимой реки становились естественными дорогами, по которым перевозили грузы на санях.
- Но и сейчас люди ездят и ходят по льду. Посмотрите на эту картинку. Что на ней изображено? (Речка, а за ней современные дома).
- Как же нам перебраться на другой берег речки? (На машине опасно. Современные машины гораздо тяжелее груженых саней, поэтому перевозить грузы по льду опасней, чем раньше. Можно пройти пешком).
- Если идешь по льду водоема, особенно опасно не заметить полынью. Что такое полынья? (Место, где течение такое быстрое, что плотный лед не образуется).
- Где полынья на речке, изображенной на картинке? (Места, где лёд более тёмный).
- Опасно также не заметить и провалиться в затянувшуюся тонким льдом прорубь. Что это такое? (Оставшаяся от рыбаков или в том месте, где брали воду дыра во льду).
- По льду можно ходить только со взрослыми, потому что это очень опасно, нужно пробовать перед собой лед заостренной палкой (пикой), стуча по нему: если лед при ударе издает звуки, на нем выступает вода или он другого цвета, дальше идти нельзя; лед слабый.
- Можно ли перейти через речку, изображённую на картине? (Нет. Лёд на ней разного цвета, а, значит, может сломаться).
- Сможем ли мы сейчас перейти наш пруд? Почему? (Нет. Лёд ещё не образовался)
Итог
- Что нового, интересного вы узнали о льде и его свойствах? (Вода на морозе замерзает и превращается в лед, лед прозрачный, хрупкий, блестит и сверкает на солнце).
- Что вам понравилось на занятии?
- Что вам хотелось бы еще узнать о льде?
- На этом наше путешествие в царство Снежной Королевы заканчивается.